Все свечи одинаковые?

22.05.2012 в Без рубрики 10 679 30

Недавно пришлось вступить в полемику с одним важным господином из высокого кабинета. Господин был искренно убежден в том, что с появлением каталитических нейтрализаторов значимость свечи зажигания стала нулевой, а потому проводить какие-либо сравнительные испытания нет никакого смысла. Дескать, катализатор все сожжет, а потому выхлоп всегда будет в норме. А ежели начнутся пропуски искрообразования, так сразу загорится «Чек энджин» – опять-таки, никаких проблем. Стало быть, все свечи по определению становятся абсолютно одинаковыми: бери ту, у которой название больше нравится. Или ценник посимпатичнее.

Объяснить что-либо в таких случаях трудно. Это студенту можно втолковать, что катализатор сжигает далеко не все (по СН и NO – примерно до 30…50%). Поэтому чем больше сырая токсичность, на которую влияют свечи, тем больше и сухая. Мало того, катализатор успешно гасит токсичность не на всех режимах: в частности, при обогащении смеси, то есть на разгонах, пуске, больших нагрузках, он тоже работает не ахти – здесь-то и сказывается класс свечей. А на мощность, пуск и расход топлива катализатор не влияет вообще. А вот свечи, опять-таки – влияют. А уж если говорить о пропусках искрообразования, то тут катализатор вообще бессилен: вот и загорается «Джеки чан»…

Господин так ничего и не понял. Впрочем, при высокой должности это не очень-то и нужно. А для тех, кто искренно интересуется «зажигательными» проблемами, напомним кое-что из «зажигательной» теории.

Важна ли энергия искрового разряда?

Да. Именно этот разряд дает «толчок» распространению фронта пламени. А скорость его распространения – это, фактически, и мощность, и экономичность, и экология. Скорость распространения пламени зависит от температуры в квадрате, а температура в начальной фазе, когда пламя еще сидит в межэлектродном пространстве – от энергии разряда. Особенно это проявляется тогда, когда воспламенение затруднено – при низком напряжении в первичной цепи зажигания, на режимах  холостого хода и малых нагрузок, когда в камере остается много остаточных газов и т.д.

 

Лет 30 назад народ активно увлекался созданием необычных систем зажигания – многоискровых, тиристорных, комбинированных. А сегодня?

«Золотой век» нестандартных систем зажигания пришелся у нас на ту пору, когда в серийных автомобилях царствовали механические прерыватели. Неудивительно, что любая свежая «электроника» казалась тогда неким откровением, заставляющим мотор вести себя немножко не так, как раньше. Однако с появлением ГАЗ 24-10 и ВАЗ-2108 бесконтактное зажигание стало в нашей стране нормой жизни, а последующие десятилетия естественным образом преобразовали отдельные коммутаторы зажигания в часть электронной системы управления двигателем. Поэтому современный тюнинг сводится здесь, как правило, к изменению программной, а не аппаратной части контроллеров. Реально современные системы зажигания достигли определенного максимума, а потому прорыва следует ожидать разве что от внедрения экзотики типа СВЧ-свечей, энергию для которых будет генерировать магнетрон – как в микроволновке. Подобную свечу когда-то «засветила» фирма «Беру» – у нее вообще нет бокового электрода, а разряд уходит «в пространство». Однако до реально работающих образцов дело, похоже, так и не дошло.

 

Разработчики полагают, что энергетика такой свечи будет на 40% выше, нежели у обычной, а выбросы окислов азота сократятся при этом аж на 80%. Дескать, смесь теперь поджигается сразу по всей камере сгорания – это же облегчает работу на обедненных смесях.

Следует иметь в виду, что если удастся увеличить мощность искры, скажем, в десять раз, то это резко увеличит темп тепловой эрозии электродов. А двигатель ощутит это разве что при пуске, да на минимальных оборотах холостого хода, а также при «пустом» аккумуляторе. Или, скажем, при очень плохих или просто изношенных свечах – мощный разряд даст им возможность работать лучше, но недолго – он быстро добьет их окончательно.

 

Так важен ли тип свечи? Ведь искру дают любые!

Очень важен! Важен и искровой зазор, и форма электродов, и их количество, и материал, из которого они изготовлены. А еще важна стабильность параметров от свечи к свече – особенно величины искрового зазора и сопротивления свечи. Важна форма разряда, его размер и интенсивность, стабильность во времени и по положению.

Материал и форма электродов свечи определяет ее «термоэластичность», и еще больше – ресурс. Не забудем и способность к самоочистке – все это также влияет на надежность работы двигателя.

Что касается свечей с «драгоценными» электродами, то преимуществ у таких свечей несколько. Во-первых, ресурс… Иридиевые и платиновые свечи живут раза в три-четыре дольше обычных. Во-вторых, и это важно – тугоплавкие материалы электродов позволяют резко уменьшить их размер, увеличивая напряженность электрического поля в межэлектродном пространстве. Это повышает устойчивость и стабильность разряда и позволяет увеличить искровой зазор. В-третьих, более мощный разряд улучшает очистку электродов и изолятора – стало быть, свеча лучше работает в условиях загрязнения.

Зачем нужны многоэлектродные свечи? Ведь даже школьники знают, что разряд у них все равно один!

Во-первых – ресурс. Разряд прыгает от одного электрода к другому, и тем самым уменьшается темп их тепловой эрозии. Но самое главное состоит в том, что здесь выявляются преимущества так называемой «открытой искры»: фронт пламени формируется не в тесном пространстве межэлектродного пространства, а сразу выходит в объем камеры сгорания. Скорость сгорания растет, а с ней – мощность и экономичность двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

Зачем создают разного рода микрофоркамеры в электродах?

«Микрофоркамеры» в электродах – это фирменные фишки некоторых фирм: например, NGK (выемка в центральном электроде) и Denso (в боковом). Никакой форкамеры там, конечно, нет, а вот стабилизация разряда на кромках выемок действительно присутствует. Отсюда и эффект. Правда, еще известны многочисленные самопальные конструкции, но у них положительный эффект практически отсутствует. Чего не скажешь об отрицательном…

 

 

 

 

 

 


На что влияет зазор?

Чем больше зазор, тем больше искра, а значит, и размер начального очага воспламенения. А скорость распространения фронта пламени сильно зависит от геометрического размера зоны начального воспламенения. Но, с увеличением зазора, растет и его сопротивление. Значит, пробой наступит при более высоком напряжении во вторичной цепи. И важно, чтобы этого напряжения вообще хватило для пробоя!

Поэтому для впрысковых моторов, в которых напряжение во вторичной цепи выше, чем для карбюраторных моторов, и зазоры рекомендуется ставить большие.

Кроме того, с увеличением величины зазора падает вероятность шунтирования электродов всякими «сажевыми мостиками» – это тоже важно.

Почему на «Формуле 1» форкамерные свечи успешно работают, а на обычных двигателях – нет?

На режимах высоких оборотов определенный прирост мощности такие свечи могут нормально работать, но только после соответствующей регулировки. Они не любят как раз «холостых» и малых нагрузок. Дело в том, что при сильно прикрытой дроссельной заслонке и на малых оборотах скорости движения смеси в цилиндрах малы. И их не хватает для нормальной вентиляции внутренней камеры свечи. Не будем ее называть «форкамерой» в классическом понимании этого термина. А моторы болидов формулы 1 рассчитаны на очень высокие обороты – 16…18 тыс. об/мин, и там с вентиляцией все в порядке. Вот «форкамерные» свечи и работают там нормально. Просто каждому – свое.

Нужно ли ионизировать бензо-воздушную смесь? Почему это не делают в заводских условиях?

По нашим сведениям, предварительная ионизация топлива никак не влияет на его сгорание. Главный фактор ионизации – это искровой разряд и сам фронт пламени. И интенсивность их воздействия в сотни раз выше всего того, что можно достичь навеской всяких магнитов и прочей ерунды на впуске.

30 ответов на Все свечи одинаковые?

  1. Михаил Колодочкин в своей борьбе с некомпетентной мерзостью, окончательно заполонившей в последние годы «высокие» кабинеты, всё больше напоминает былинного персонажа, в одиночку пытающегося одолеть вражьи силы. Одолеет? Или (как обычно в России) победит тупость напыщенных, ограниченных чиновников, чья должность всегда пропорциональна их невежеству? Эй, чудо — богатыри, соратники по цеху, вы ему хоть иногда помогаете?

  2. Спасибо, конечно… Но чудище «огромно, обло…» и так далее

  3. Михаил! Вопрос немножко не в тему, но все же. Не кажется лив ам, что все эти навороты с катализаторами и прочим действительно порождают у отдельных м…ков ощущение того, что электроника и автоматика вытянут любые огрехи? Действительно, поставь хоть кривую свечу, микропроцессор подумает и все подправит! Ведь начальники серьезно мыслят именно подобным образом.
    Кстати, очень инетесрно, с каким таким начальником вы обсуждали этот вопрос? Имею подозрение, что из вашего ближайшего окружения :)

    • Кажется! И исторических аналогий очень много. Никита Сергеевич заявлял, что авиация не нужна, потому что мы на ракетах будем летать! А еще работая на заводе, где делали магнитофоны, доводилось слышать высказывания одного высокопосаженного идиота, который уверял, что с появлением микропроцессоров качество механики лентопротяжек уходит на десятый план. Мол, вал может быть хоть квадратным, а музыку мы с помощью электроники вытянем куда нужно. Чем все кончилось, надеюсь, понятно.
      А фамилию не выдам, извините. Причины, надеюсь, понятны.

  4. И еще алаверды — опять не в тему. Какие экспертизы в журнале появятся в ближайшее время? Читать однотипные бредни про автомобильчики мне уже стыдно, а вот серьезных материалов становится все меньше и меньше. Раньше хоть про всякие омагничиватели было что-то интересное, да еще про шаровые опоры и прочие элементы авто было в каждом номере, а теперь что-то поубавилось . Чем это вызвано?

    • Какие будут? Ну,все планы раскрывать не хочется: несколько раз замечал утечку информации. Точно будут бензины и масла, причем в нескольких вариантах. Радар-детекторы уже в №6. Осенью будут мои любимые аккумуляторы, думаем над тормозными жидкостями. Если есть идеи — рад прислушаться!

  5. Поэтому для впрысковых моторов, в которых напряжение во

    Кроме того, с увеличением величины зазора падает вероятность ш…..

    ЭТОТ ТЕКСТ ТАК ПРОПЕЧАТАН= видать искрой пробило строку

  6. Здравствуйте, скажите пожалуйста, у меня отечественное авто ВАЗ-21102 с 1,5 литровым 8 клапанным двигателем, на которое установленно газовое оборудование. От некоторых умельцев слышал, что свечи на газу должны быть с зазором 0.8 мм, против 1 мм, так ли это. Ни чего кроме баек на эту тему я не видел и не читьал. Заранее спасибо.

  7. День добрый! Проконсультировался у питерского гуру, г-на Шабанова. Гуру поведал следующее: все газовые свечи идут как «газ-бензин». И у них фирмы-изготовители зазоры не трогают. Хотя, по логике, для улучшения пуска, особенно зимой, уменьшение зазора для газа — идея правильная. Хуже не будет. А грязи там меньше, потому сажевые мостики маловероятны.

  8. «По нашим сведениям, предварительная ионизация топлива никак не влияет на его сгорание.»
    По различным сведениям из Интернета как раз совсем наоборот. Другое дело действительно ли присутствие «всяких магнитов и прочей ерунды на впуске» позволяет достичь этого эффекта.
    и еще напрашивается вопрос, если все так оптимистично в сфере экономии топлива, тогда почему автопроизводители не установят свои «прибамбасы по ионизации топлива» уже на заводе?
    можете подробнее описать свое видение этих «ноу-хау» на рынке?

    • Простите, я не понял вопроса. Все, что мне известно по этому поводу, изложено в нашей с А.Шабановым книге «Автомобиль и экономия». Там же большая глава уделена описанию и результатам испытаний разного рода омагничивателей и прочей чепухи. Как только попадется в руки то, что действительно дает эффект, первыми поставим это на свои автомобили. Пока — увы: ставить нечего.

    • Superbly ilulminaitng data here, thanks!

  9. Здравствуйте! Классный у Вас сайт. Мне очень понравился )))

  10. Действительно классный сайт ,огромное спасибо за ликбез,буду постоянным посетителем .Вам удачи и хороших статей.

  11. I’m grateful you made the post. It’s claered the air for me.

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *