Цены ушедшей эпохи

14.08.2012 в Без рубрики 4 022 22

Жизнь дорожает. Впрочем, она дорожала всегда. Полвека назад «Победа» ГАЗ-20 стоила примерно 16000 руб, а «Москвич» из той же эпохи – примерно 9000. Тогда это казалось очень дорого: инженер получал примерно 1000 рэ. Но тем, кто родился после денежной реформы 1961 года, зачеркнувшей последний нолик в ценниках, все эти цены уже казались сказочными. Всего-навсего 1600 руб и 900 руб за новенькое авто – фантастика!

Для сравнения: уже в 1965 году «Запорожец» ЗАЗ-965 стоил 2220 руб, «Москвич-408» – 4511руб 27 коп, а «Волга» ГАЗ-21 – 5602 руб! Но ближе к 70-м годам и эти цены перетекли в разряд привлекательных: «Волга» ГАЗ-24 оглушила всех сумасшедшей ценой в 9150 руб, а спустя несколько лет – аж 16300 руб! В сравнении с упомянутой «Победой» цена газовского творения выросла в десять раз!

Современные цены мы знаем. Вазовские модельки давно освоили пятизначный рубеж, только уже не в рублях, а в долларах. И это, вроде как, тоже нормально, хотя первые «копейки» уходили в семидесятых годах по 5500 руб. Тогда это казалось безумной суммой, а обладание «жигулями» однозначно было символом жизненного успеха. Однако же любопытно и другое: сумасшедший рост цен – это вовсе не чисто российское явление. За примером обратимся, например, к литературе.

«Сердца трех» Джека Лондона. Хороший миллионер Френсис Морган, уходя с друзьями от нехорошей вооруженной шайки, разбрасывает на дороге монеты, прикрепляя на видном месте бумажку: 300 долларов. Затея удается, и злобные вояки усердно ползают по песку…

…к валу колодца на самом видном месте был прикреплен уже знакомый по виду листок бумаги, на котором было написано «300».

— Пресвятая матерь божья! Ведь это же целое состояние! — воскликнул Рафаэль.

Сегодня никакой таджик-дворник не назовет эти деньги состоянием. Ибо 300 долларов – это даже меньше десяти тысяч рублей. А вот более поздний пример – журнал «Америка» эпохи шестидесятых. Напоминаю, «Америка» – это самый «крутой» журнал тех времен: в киосках их не продавали, а подписывали на него только самых-самых… Так вот, один из номеров был посвящен ненашенским автомобилям – обалденные фото, ровненький асфальт, белозубые улыбки сидящих за рулем янки. А самый из самых – это огромный, сверкающий благополучием «Кадиллак». Цена – безумная: аж 10000 долларов…

Забавный пример можно взять из нашего кинематографа.  1970 год, х/ф «Возвращение святого Луки». Рецидивист в блистательном исполнении Владислава Дворжецкого грабит музей, согласившись получить за кражу редкого полотна всего лишь… 10 000 рублей! Да еще приговаривает: мол, с такими деньгами – везде лафа. Сколько в те времена стоила «Волга», которую он все равно бы не смог достать, мы уже упоминали…

Кстати, Александр Иванович Корейко хранил в своем чемоданчике десять миллионов рублей. Любопытно, как он собирался бороться с инфляцией?

 

22 ответа на Цены ушедшей эпохи

  1. Кстати, уникальнейшие пример эпохи социализма — это ЗиМ. СУперавтомобиль тех времен, в отличие от всех остальных, находился в свободной продаже: приходи и забирай. Это даже в романах тех времен упоминалось — в «Сержант милиции», к примеру… Цена машинки — 40000 руб. Дореформенных. Две с половиной «Победы».

    • покупка машины за 40000 руб. (в эпоху социализма) — 100% вероятность попадания в поле зрения КГБ и ОБХСС.
      … А помните, как скупались лотерейные билеты с крупными выигрышами?
      (билет с выигрышем жигули можно было продать за 2, а то и за 3 стоимости нового авто……проблема легализации….).
      ….А тот период, когда годовалая «копейка» на рынке стоила дороже нового авто? — спасибо «тотальному дефициту»!

      • Да, все было. Поэтому имеющие доступ к кормушке очень любили часто менять машины: старая продавалась по цене более дорогой модели

  2. Это ведь коснулось не только автомобилей. Цена многих современных потребительских товаров не соответствует их себестоимости, затрат на транспортировку и торговой наценки, при очевидно опустившемся качестве и уменьшивсемся сроке службы. Гвоздодер на дачу из нормально закаленного металла не купить в магазине!
    Пока мы можем ездить на относительно надежных с длительным ресурсом, но через одно поколение их массово похоже и выпускать перестанут. 7 лет и все — в утилизацию тащить?

    • Да, мы переехали в эпоху дорогих одноразовых вещей.

      • …. я бы сказал так —
        В эпоху «торговцев». Именно им, их технологиям и методикам мы обязаны тем, что нас втягивают в «схемы увеличения покупательской активности». Одноразовые вещи, привязка к сервису, необходимость апгрейда и пр. ведут к тому, что производство (в чистом виде) стало не рентабельно. Оно приносит прибыль лишь работая в связке «товар-маркетинг».
        Дефицит людей с рабочими специальностями на рынке вакансий — еще один показатель этого. Никто не хочет создавать, работать руками…. все хотят быть «менеджерами».
        Не выгодно производить надёжные автомобили. Эдак вы купите машину и будете счастливо ездить на нём десятилетиями, выпав из сегмента «потенциальный покупатель». «Менеджерам» это не выгодно….

        • Да, к сожалению. Я на эту тему когда-то на другом сайте произведение повесил:

          http://www.proza.ru/2010/11/13/415

          Хуже все того, что новоиспеченные сопливые манагеры смотрят на меня пустыми глазами и искренно не понимают, зачем вообще что-то производить, выращивать, строить и т.п.

          • Я, в свое время, получил высшее образование (техническое), но жизнь сложилась так, что работа по специальности не могла обеспечить мне зарплату на которую возможно, даже скромно, жить.
            В данный момент вынужден работать тем самым «манагером», правда звено повыше среднего. В этой работе есть азарт, кураж, самоутверждение. Научился быть «бездушной скотиной — бизнесменом»…. но иногда бывает тошно от того, что жизнь вовлекла меня в эту «игру»… иногда устаешь жить по этим законам (зачастую подлым и эгоистичным).
            …..вот вчера имел разговор с одним из учредителей компании в которой работаю… тему оглашать не буду, но с 20 числа я ухожу (совместное решение).
            буду искать новое место.
            …. а так хочется, иногда, взять в руки инструмент и реализовать проекты накопившиеся в голове…. но накормить семью этим не удастся.
            В планах создать «базу» для своих детей, чтобы они не стояли перед подобным выбором, а имели возможность заниматься тем что приносит моральное удовлетворение и развивать в себе положительные духовные качества.
            Думаю что в будущем (реально достижимом) продавать станет просто нечего и человечество задумается и пересмотрит приоритеты. Капитализм приведет либо к окончательному расслоению общества на касты, либо к самоуничтожению.
            … прошу прощения за этот «крик души», но данное обсуждение оказалось для меня, так сказать, «в тему».

            P.S. пользуясь случаем хочу задать вопрос:
            руководитель с опытом в продажах ни кому не нужен? :)

            … извините за элемент саморекламы.

        • Очень хорошо вас понимаю. БЫвал в такой ситуации, да и сейчас постоянно готов ко всему.

  3. In Soviet time I had 21011 several, 06, 07, GAZ 2410. They were VERY expletive and were in deficit. I read your magazine and prices on the cars in Russia remind me Soviet time. Way too much… Example Elantra 2013. According US News Estimated Customer Price : $17,585. Fully loaded auto (no leather), 1.8L (the only choice in the US) motor and ranked as ‘affordable small car’. I bet I can “push” the dealer 500 greens lower or may be more. According the article about it, the price in Russia is like 30.000 dollars!!??? Who s going to buy IT for this price? In the States – NOBODY. By the way, almost unreliable Jetta with 2.5L 5 cyl auto is around 20.000. So, it looks like prices in Russia are from the FUTURE, not from ушедшей эпохи. For 30.000 you can buy Dodge Charger R/T with 5.7L HEMI and it looks like a car, not a match box. Something is still wrong in Russia. And I am not even talking about political system… Regards

    • 1 $ = 0.63rub in 1975 —- 5500 rub = $ 8730
      1 $ = 33 rub in 2012 —- 259000rub = $ 7848
      AvtoVAZ production fell

      • Ну, насчет курса доллара в 75-м — это не совсем так. Это совсем не так. Реально доллары по рукам не ходили, а курс был дутым. на самом же деле информация о истинном проскочила случайно: по телевизору показывали фильм о тех, кто смылся в Штаты — то ли «Бывшие» назывался, то ли еще как. И там один один из них говорит: в России с трешкой ты был король, а здесь это — примерно 30 центов. То есть 1 доллар — 10 руб.

    • There was an anecdote. What is exchange course between dollar, pound and ruble? The write answer is – one pound of rubles costs one dollar. Was popular in late 90s. (Pound is also a weight measure and a name of British currency). In the Soviet time the exchange was absolutely artificial, just propaganda. My point was that the car prices are inflated in Russia and I do not understand how the ordinary people can buy cars, pay for gas, repair, tires, parts. Or it is a huge “black market” of earnings when people do not report their wages. Regards

  4. «Черный»курс доллара в 1975 г.был приблизительно таков 1ам.доллар -4-5 руб.Этот курс рассчитывался по сертификатам (чекам)внешпосылторга.С 1 января 1976г.сертификаты были упразднены,вместо них введены чеки.1 ам.доллар равнялся двум чекам,а чеки менялись фарцовщиками за чек-два рубля.

  5. Кстати, еще был у меня любимый фильм в детстве: «Безумный, безумный, безумный мир». Там группа идиотов, разросшаяся к концу до 14 человек, гоняется за кладом в 350000 долларов, сокрушая все на своем пути. А капитан полиции в итоге решил все это прихватизировать и свалить с деньгами в Мексику. 350 на 14 — это по 25 тыс. долларов. Тогда, видимо, это казалось сумасшедшей суммой.

  6. Цены в номинальной стоимости будут расти, так заточена экономика. Цены растут доходы растут. Поэтому надо смотреть цены привязываясь к средним зарплатам.

  7. Жаль в статье не упомянут факт о том, что в период тотального дефицита, перекоса цен и спроса все, практически, люди были очень порядочные. У нас кассир выезжала в тайгу на трассу везла на бензовозе зарплату рабочим в портфеле 700-900 тыс.(Ленинских!) рублей, нефтяникам кассир возила зарплату 1-1.1 млн. руб в 1986г. тоже без охраны. А в фильмах того года крутили сюжеты как «брали» сберкассу за 25 тыс.руб. тогда никто и не думал , как спереть деньги и удрать подальше. Цены на дефицит регулировал «чёрный» рынок ГАЗ-2410 стоил на чёрном рынке 60000 руб , ГАЗ 3102-100000 руб. Почему Ведяев ( бывш. ген.дир ГАЗа) заявлял, мол зачем выпускать новые модели, когда всё идет нарасхват. В 1985г. я купил по распределению ВАЗ-2106 за 9300руб., мне сразу же предложили за него 12500. Не продал. Совесть была. В спекулянты боялся попасть -«чёрная метка». Жили по совести , поэтому и помогали ближнему, без процентов и обязательств, как сейчас.

  8. Cпасибо за комментарий. Не буду говорить, что все вокруг были порядочные, но если сравнивать с нынешней эпохой… У меня несколько лет назад пацан работал относительно молодой — сейчас ему под 30, кажется… Он смотрел на меня пустыми глазами и говорил: тогда все пили, врали и воровали! А вот сейчас, мол, все нормально: производить самим ничего не нужно: купить дешевле! При этом сам — полный ноль: только если что-то перепродать… Несколько лет проработал у нас, потом понял, что в олигархи у нас точно не вылезет и свалил куда-то… Ну и хорошо.

    А еще был такой фильм: «Еще раз про любовь». С Дорониной и Лазаревым, по Радзинскому. Там герой Ширвиндта говорил: дескать, настоящий ученый должен получать очень маленькую зарплату… Что-то в этом есть.

  9. Кстати, на тему порядочности. Воспоминания времен работы на заводе — как раз в тему…
    http://www.proza.ru/2012/08/21/666

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *