2008-й : на одном баке в Питер и обратно

06.03.2014 в Без рубрики 8 013 131

IMG_0589

Вряд ли стал бы возвращаться к событиям шестилетней давности, если бы не одно забавное «Но». В разговоре с коллегой, вычислявшим реальные возможности очередного рекламируемого гибрида, выяснилось, что тот прекрасно помнит мою статью о каком-то эконом-пробеге на S60, но искренно полагает, будто я просто доехал на одном баке от Москвы до Питера – и все… Про обратную дорогу без дозаправки он даже не задумывался…
Почему так? Лезу в архив, нахожу ЗР, 2008, №9 и читаю анонс: «Москва-Питер на одном баке»!!! Какой добрый человек это написал, убив всю соль затеи – без понятия. Неудивительно, что по сию пору даже коллеги порой не в курсе содеянного – что ж говорить о читателях? Поэтому позволю себе очередную ретро-страничку, посвященную поездке на «Вольво» S60 по маршруту Москва-Питер-Москва на одном баке без дозаправки! Специально выделяю суть во избежание очередных непонятностей…

ЗАЧЕМ ЭТО БЫЛО НУЖНО?

– На кой это нужно-то?

Cамый частый вопрос. В том числе от некоторых начальников. Проще всего ответить так: вообще не нужно! Просто человека генетически тянет совершить что-то эдакое… Залезть на недоступную гору, пересечь пешком материк – кому что ближе.  Потому что интересно – вот и всё.

Почему меня все время тянет в Питер – дело темное. Но каждый раз, двигаясь по трассе М10, я куда-то спешил, сожалея о том, что опять не осуществил старую мечту: совершить поездку в оба конца на одной заправке! Безо всяких канистр, дополнительных баков и парусов на крыше – на обыкновенном серийном автомобиле.

Поначалу задача была попроще, благо первую самостоятельную поездку я осуществил на родительских «жигулях»! Это было начало восьмидесятых, но все инженеры и радиолюбители в ту пору выпендривались друг перед другом, у кого какой расход топлива… Кстати, жигулевский бак – 39 литров, если кто не помнит. Я тоже играл с жиклерами, магнитами и т п., но личный рекорд «Москва – Тосно» у меня реализовался на ВАЗ-21013 безо всяких магнитов и прочей дури. Просто за счет стиля езды: старался… Получилось 6л/100 км: прошел 650 км! До Питера немножко не дотянул, но об этом дальше: нужно было считать немножко не так… Позднее, на ГАЗ 24-10 я уехал за 760 км от дома, но там был 70-литровый бак (до сих пор точно не знаю – 70 или 75, я его в Южном порту купил). Цифры были достойны того, чтобы ими хвастаться, но мечта оставалась прежней: вернуться в Москву на московском же бензине…
В 2008 году я решил попробовать еще раз – теперь на «Вольво» S60.

ПРОВОКАТОР

Пройдено 662 кмю Бензина осталось еще на 800...

Пройдено 662 кмю Бензина осталось еще на 800…

В 2006 году я впервые в жизни сел за руль собственной иномарки. Бак – 70 литров, мощность – 170 л.с., коробка – автоматическая. Согласно прилагаемому к машинке талмуду, шансов на «беспосадочный перелет» – ноль. Средний расход, если верить мудрецам – литров, эдак, 11 на сотню. Но…

Но на бибике был установлен маршрутный компьютер, который и спровоцировал меня на приключения. Всякий раз после заправки полного бака он лихо показывал мне, что горючего, дескать, осталось на 1100 км. Или на 1200 – в зависимости от предыстории. А где 1200, там и побольше может получиться, если постараться.

В московском представительстве «Вольво» мой юмор недооценили. Я обратился к ним с вопросом – мол, подскажите идиоту, какой режим движения на S60 вы считаете оптимальным для достижения поставленной цели? Мне очень вежливо рассказали про непревзойденность шведских автомобилей и обнадежили: мол, при среднем расходе в десяток литров на сотню и расстоянии между столицами примерно в 730 км, некоторые шансы проехать от Москвы до Питера без заправки у меня есть. А если при попутном ветре, да под горочку, то и подавно…

До ребят с «Вольво» не дошло, что этот идиот собрался съездить на одном баке не только ТУДА, но еще и ОБРАТНО! Что ж, бывает…

Понятное дело, что я осознавал предстоящие трудности, а потому сразу начал искать себе поблажки. Таковых набралось три. Для начала я решил, что пробегом от столицы до столицы буду считать путешествие от границы одного города до границы другого. Дескать, доехал, развернулся и двинул обратно. Второй нюанс: бак заполню сам, под пробочку! Сколько войдет, столько и войдет. Ну, и третье – самое простое: из Москвы выеду с первыми петухами. Не знаю, когда они начинают орать, но думаю, что очень рано. Если кто знает устройство петухов, пусть подскажет…

Начальник от моей идеи сразу скис.
– Зачем тебе это? – недовольно спросил он на планерке. – Собрался экономить бензин? Тогда нечего было «вольву» с автоматом покупать! Надо так: газ в пол – и… В общем, никому это не интересно.

Да, возможно. Но у меня был бронебойный аргумент: машина – моя, и я в любом случае поеду на ней в свое свободное время так и туда, куда хочу. А уж поставите в номер или нет – решайте: не холопье это дело.

И я поехал…

КАК ГОТОВИЛ МАШИНУ?

А никак. Мало того: в итоге получилось так, что свой забег я фактически совместил с командировкой в питерский Политех, а потому в багажник, помимо личных вещей, затесалось пуда полтора всякой всячины.

Поначалу мне захотелось выпендриться и как следует охладить бензин в морозилке. Ведь если посчитать, то 70 литров, охлажденных, к примеру, на 30 градусов, могут подарить два с лишним литра, которые легко войдут в тот же бак! По мере прогрева бензин будет расширяться, но за это время часть его израсходуется, а потому баланс будет нормальным.  Но в итоге победила лень – да ну ее… И где мне взять такой большой морозильник? К тому же была и вторая причина отказа – уж слишком искусственный прием: так ездят разве что на формуле 1! А мне хотелось проехать в классических условиях – без выпендрежа!

Фары у меня включены круглосуточно. Кондиционер, напротив, решил выключить – нужно же хоть на чем-то сэкономить… Давление в шинах – 2,5 атм. Окна, как обычно, постоянно закрыты. Музыка много не съест. Бензин – 98-й вместо повседневного 95-го (захотелось попробовать!). По инструкции допускались октановые числа 91 – 98. Кстати, уже потом несколько спецов, не сговариваясь, сказали мне, что нужно было лить… 92-й! Ну, не знаю.

Вот, вроде бы, и все…

В ЛЮБИМЫЙ ГОРОД!

Выехав из дома 10 июня в четвертом часу утра. Заправил на Шереметьевской полный 70-литровый бак плюс две пятилитровых канистры, выехал за кольцевую дорогу к точке старта – это в районе выезда на трассу от «Шереметьево-1». Самостоятельно долил бак «до краев» – на это ушли… практически обе канистры! Впрочем, это не так уж удивительно: когда пистолет на АЗС дает отсечку, то заправщики считают бак полным. Зато теперь – полнее не бывает. Сколько это в литрах, не знают даже в «вольвовском» сервисе.

Как двигался? Плавный разгон примерно до 80 км/ч (при этом мгновенный расход составляет примерно 20 – 25 литров на сотню!), затем – сброс газа и снижение скорости до 60-70 км/ч (стараешься удерживать мгновенный расход в районе 5 литров). Это, как ни странно, не так уж и трудно делать: достаточно чуть-чуть периодически ослаблять нажим на педаль, чтобы показания маршрутника тут же прыгнули вниз. Главное – не дать автомату уйти с высшей передачи. Если все идет нормально, то скорость движения составляет 60 – 80 км/ч, а тахометр показывает примерно 1500 об/мин.

Самым экономичным мне показалось… движение в горку! На каждом спуске я давал «вольве» разогнаться до 80 – 90, а потом, по мере вползания наверх, убирал ногу с правой педали. Пару раз, к сожалению, не рассчитал – уже в конце подъема коробка лихо переключалась «вниз» и вся накопленная экономия исчезала на глазах. Но в целом – сработало.

Сразу после московской заправки дисплей маршрутника сообщил мне, что бак опустеет примерно через 800 км. Это понятно: он ориентировался на городскую прожорливость последних дней. Однако, по мере движения, компьютер добрел на глазах, постоянно пересчитывая фактический расход в ожидаемую дальность пробега. Что касается стрелочного указателя уровня, то он настолько удивился залитому до краев бензобаку, что надолго замер в правой части шкалы, сдвинувшись влево только через 260 км пути, аж перед Вышним Волочком. На подъезде к Петербургу стрелка отошла на три деления влево, оставив на обратную дорогу еще пять. А компьютер уже сообщал, что при пройденных 654 километрах бензина остается на 840!

В этот момент уже было ясно, что затея удалась. Осталось только не попасть на обратном пути в сумасшедшую пробку, способную уничтожить все достигнутое. Но развернуться не могу: служебную командировку никто не отменял, а потому мне волей-неволей придется тащиться в город! Не бросать же свою частную собственность на обочине… И тут везение кончилось: Московская Славянка и Шушары встретили меня вялотекущей рычаще-воняющей массой, нехотя ползущей к Питеру. Полчаса мерзкой езды тут же аукнулись повышением среднего расхода, а эйфория стала таять как шагреневая кожа.

Забегая вперед, скажу, что в самом Питере судьба сжалилась: до гостиницы на реке Пряжке я прорвался без приключений. Пробки парализовали движение чуть позже – буквально через несколько часов после моего приезда. Весь следующий день разъезжал по редакционным делам на метро, а наутро, 12 июня, двинулся обратно. В три утра просыпаться не стал – понадеялся на то, что в День России на дорогах будет поспокойнее.

В середине обратного пути «порадовал» сумасшедшим затором Вышний Волочек. К счастью, его удалось частично объехать по колдобинам центральной части городка, свернув с трассы вправо. В Твери сразу поехал через центр: мост через Волгу на объездной дороге в любил собирать длиннющую толпу. А на самом неприятном участке пути неожиданно повезло: сквозь Клин, Солнечногорск, Зеленоград и Химки удалось прокатиться без остановок! Это – редкостное везение: предыдущие поездки последних лет неизменно спотыкались именно здесь. На въезде в Москву загорелась контрольная лампа наличия топлива, а стрелка свалилась в левую часть шкалы. Но заполненная в Питере 5-литровая канистра так и не понадобилась: до дому мы с «Вольво» добрались своим ходом. Я доехал!!!

Итог забега – 1440 км! А в литрах? А черт его знает, сколько в литрах… Суммирование залитых на АЗС 67 литров с полутора добавленными канистрами дало примерно 5,2 литра на сотню.

Повезло? Однозначно: помогли и сухая летняя погода, и четырехдневные российские каникулы, первый день которых как раз совпал с возвращением домой. Повезло и в том, что на трассе в это время не было серьезных аварий.
А не было бы пробок, проехал бы еще больше. Будь дело в какой-нибудь Лапландии…

НЕ ВЕРЮ! ЗАЧЕМ?

Неверящих в реальность пробега было много. Находились такие, которые предлагали прокатиться еще раз – мол, поедем сзади и «будем посмотреть». Сначала я отшучивался, но потом объявил: согласен, мол! Спорим на что угодно. Только бензин и суточные – за ваш счет! На этом все и кончилось.

В том, что я бы доехал снова, сомнений уже не было. А желающие поспорить как-то испарились. Ну и слава богу…

А вот ученый люд из НАМИ и тому подобных контор воспринял мою информацию очень даже серьезно. И даже процитировал в жутко умной книге!

Scan0001

Что до вопроса «Зачем?», то ответ поймут не все. У меня работал пацан, который в те же времена по дороге до Питера заправлялся трижды и не понимал, как можно ездить иначе? Ну, не буду же я с ним о чем-то спорить…

Scan0002

А вообще-то мой ответ такой. Автомобиль может дарить не только ощущение скорости и динамики – в нем скрыты солидность и умеренность. И если в вас живет соревновательный дух, то состязайтесь не с машинами из соседнего ряда, а со своей собственной! Пробудите ее таланты, заставьте проехать так, как она еще не ездила. И получите от этого удовольствие.

Вот так как-то…

А ЕСЛИ НА S80?

YAKU9126Low

Через пару лет мне захотелось повторить содеянное. Только уже на S80 – с мотором 231,2 л.с. Почему-то казалось, что получится…

Скажу сразу – не получилось! Делал все так же, но постаревшая трасса уже не давала мне поблажек. В дикую пробку не попадал, но уже к Волочку энтузиазм почти полностью растаял. А добравшись до поворота на Царское Село, я сдался: маршрутник показывал, что оставшегося топлива мне хватит всего на 550 км… Неплохо, конечно, но как сегодня говорят – не айс…

А ЕЩЕ?

А еще, наверное, уже не будет… Я не верю, что М10 когда-нибудь поедет нормально. Хотя и пытаюсь быть оптимистом…
Что касается паспортных данных гибридов, упомянутых во первых строках, то очень часто применяют LZ4W9446простенький прием. Указывают, скажем, 0,9 л/100км – ух, здорово. И не говорят о том, что, грубо говоря, первые 90 км ты тупо едешь на аккумуляторе, высасываешь его до донышка, и только потом включается ДВС… Какой расход у тебя при этом будет на следующей сотне, уже не пишут.
Многие знания – многие печали…

 

 

131 ответ на 2008-й : на одном баке в Питер и обратно

  1. Мой рекорд 1120 км на 60 литрах. Витебск-Гродно. Авенсис 1.6 бензин.Скорость 80-90км ч. По работе езжу и один раз решил по экономить ради интереса. Про петухов. Могут кукарекать даже ночью на перемену погоды.

    • Про петухов — а как же по ним время определяют? Или это сказки городские? А насчет экономичности — было бы желание. Почти любой современный автомобиль способен на очень хорошие результаты. Странно, что многие в это не верят…

      • Дед мой еще когда в школу ходил жил на хутаре.Часов не было и бывало зимой когда еще темно придет в деревню а все еще спят.И петух не помогал.На счет экономичности. Был у меня сеат 2 литра бензин, сейчас таета1.6 так тот даже меньше жрал.Меньше на газ видать давил.

        • Я с петухами никак не пойму — так во сколько они орут-то? По своему графику?

          • Отец держит кур так вод. Петух может за орать просто ночью.К дождю на пример . Днем если есть соседские петухи могу перекрикиватся (не шучу) очень долго с не большими интервалами.На счет утренний точности начинает он орать точно в одно время но несколько раз.Если не услышал первый его звонок можно со временем прогадать.

          • Я в деревне жил летом, так вот петухи начинают орать летом; с началом рассвета . Зимой почти как летом но не так часто.

    • Я, кстати, систему ЭПХХ «Каскад» очень ценю.

  2. У нас в одно время начальник отдела был Дзоценидзе…

  3. Вот построят трассу Москва — Питер, тогда можно будет ещё раз попробовать. Правда, за проезд возьмут больше, чем на бензин потратишь…

    • Я боюсь не дожить до того времени, когда ее построят. Правда, тогда интересно будет по старой дорожке ехать, если она в труху не превратится совсем…

      • Доживёте!В 2018 году построят.

        • Опять про про две столицы) А вот две уральские столицы, которых разделяет поменьше, 220км — тут спокойно можно на одном баке съездить туда-обратно и еще останется, но только если машина. На любой двухколесной технике этот трюк не выйдет. Там бензобак маленький,: или еле доползете только до Челябинска, или вообще не доползете, а если кубатура от 249см3, то еще на скромный кусочек обратной дороги хватит. Можно конечно устроить режим не больше 40 кмч, но 10 часов устанешь не то что на двухколеснике, на машине.

          • Кстати, с вашим начальством я согласен на все 100%. Есть такое выражение у нас, финансистов: «зарабатывают не на экономии, а на сверхприбыли». Трястись из-за перегоревшего топлива — дак лучше и вправду на Матизе ездить. А еще (можете это как сарказм воспринять) лучше ездить на скутере, притом кубатурой не больше 50см3, ибо 150см3 и даже 72см3 кушают на 0,7 и 0,1 литров больше чем 50см3, который довольствуется 2,2 литрами на сотню, а если ехать не выше 435км/ч — то и 1,7 литрами. Другой вопрос, как я уже выше писал, у таких и бак соответствующий: на 3,5 л в худшем, на 6 — в лучшем, соответственно до Питера без АЗС не доехать, да и в крутую гору придется подталкивать.

          • *ехать не выше 35 км/ч

          • У вас туда-сюда действительно любая техника сдюжит. Только вот за электромобиль не ручаюсь :) Что до экономии и «Зачем это нужнО», то я уже высказался.

        • Не верю насчет дороги к 2018. Пока что-то не видать ничего…

          • Зачем нужно — я прочитал, но смысла все равно не нашел. Лезть на верхушки горы, на мощной машине экономить — и только лишь чтобы что-то доказать? Зачем? Можно с таким же успехом вместо портативной автомойки мыть машину из ведра, и гордиться тем, что ты не «белоручка», можно вместо шуруповерта пользоваться «рожком» и тоже гордиться… А еще можно, извините за примитивизм, микроскопом колоть орехи… А дальность пробега — полезная штука, но опять-таки не на тех машинах, за которые доплачиваешь. На Калине-2 или Фокусе еще можно, но на Вольвах… Смысл уж тогда радеть за Вольвы?

          • Ну, тут я помочь не могу. И с микроскопом «не догнал», уж извините. И с мойкой тоже — странные для меня примеры. Кстати, чтобы вам было понятнее, в том пробеге я вовсе не тащился 40 км/ч, тормозя всех остальных. Скорость была 80-90, то есть близкая к максимально разрешенной. Но если вы считаете, что мощные автомобили подразумевают обязательную езду по деревням со скоростью 170, а так ездят многие, демонстрируя «превосходство» над упомянутыми вами Калинами, то вам не понять меня никогда.

          • Охотно поясню насчет мойки. Вы заявляете, что вот на машине, которая априори не предназначена вы достигли супер-результатов, которые ей на роду НЕ написаны, что это было непросто, но вы добились. Я же оппонируя, скажу что все моют с помощью автомоек, я же помою с тряпкой, помучаюсь (в сравнении с автомойкой) но я такой молодец. А с микроскопом еще проще — им смотрят, но я смог «раскрыть его внутренние таланты» и расколол им орех, хотя он для этого не предназначен. И гайковертом удобнее чем рожком гайки закисшие откручивать, но рожком, который меньше предназначен я открутил-таки. Я замечателен)
            А про превосходство речи нет. А речь о другом. Те кто ездят на машинах подороже, над мелочами жизни типа километража до заправки, ст-ти ТО и тд. редко задумываются. А уж на всякие эксперименты типа тюнинга (не про вас) или км — уж точно не должно тянуть. Вот ребят на 14-х или Лансерах еще можно.

  4. Раньше как-то все старались экономить бензин, молодежь нынешняя об это мало думает. Есть машина и она должна «есть». Лично я стараюсь на короткие расстояния не ездить и поэтому экономия складывается из мелочей.

    • Ну молодежь — она разная бывает. Я лично считаю для себя расход топлива более 8 л/100 км с двигателем 1,6 — непозволительно большим. Причем это в городе. А к молодежи еще пока могу себя причислить)

  5. Сначала статья о пробеге Москва — Санкт-Петербург — Москва была выложена на сайте, а уж потом вышла в сентябрьском номере за 2008 год, в весьма урезанном виде. Обсуждение первоначального, «интернетовского» варианта, было весьма бурным. С той поры я и «застрял» на сайте журнала)))) Так что, да, для меня — эпохальная статья)))

    • Спасибо… Только это ваше упоминание может аукнуться следующим образом: «Ага, опять вперед паровоза лезешь!»

      • Михаил, здравствуйте! Отличная статья, спасибо! Помню также статью в «За Рулём» про пробег от Риги до Москвы, в которой участвовали читатели. Так вот, тогда тоже многим удалось доехать на 40 литрах, а это 960 километров! То есть, средний расход топлива получился около 4,1 л. на сотню.
        Конечно, времена сейчас другие, также, как люди и авто. Однако, неплохо было бы повторить нечто подобное!

        • Спасибо, Андрей! Но я по натуре волк-одиночка: ненавижу разные массовые мероприятия и под разными предлогами от них увиливаю… К тому же экоралли — это уже более серьезное приключение. А мне в первую очередь хотелось обойтись без особых выкрутасов:)

          • Михаил, а обычный средний расход на «Вольво» у Вас какой? У меня на «Аутбэк» среднегодовой расход порядка 10-ти литров на сотню в режиме «40% город — 60% область». За городом езжу, в среднем, 110 км/ч, в городе — 70-80. То есть, не гоняю, но и экономить специально не люблю…

          • На S80 примерно 8,5. На S60 было 7,8. Но надо учесть, что я стараюсь не ездить по городу без нужды — в этом случае циферки быстро бегут вверх.

  6. Ага! Вот, значит, где собака порылась! А выяснилось 5 лет спустя…
    «Итог забега – 1440 км! А в литрах? А черт его знает, сколько в литрах… Суммирование залитых на АЗС 67 литров с полутора добавленными канистрами дало примерно 5,2 литра на сотню»
    Я-то искренне недоумевал, как на 70 л на твоей «Вольве» можно проехать 1440 км… Это ж 4.8 л/100 км. А 5,2 — реально вполне. А, я, дурак, на дизельном «форде» ничего не доливал…
    P.S. Да, я знаю, что в баке что-то было до того…
    P.P.S. Так все-таки полторы канистры или «почти две»?

    • Ну какая разница, полторы или две, к чему такая точность? К Вашему сведению, иногда баки на машинах одной модели отличаются по объёму литров на 10 (+-5 литров от номинала). У меня, например, при номинале 60 литров реально входит литра на 3-4 больше :) Мы здесь не сферическую в вакууме ситуацию рассматриваем, а то, что в принципе можно добиться небольшого расхода топлива (гораздо меньше «паспортного»), если ехать ГРАМОТНО. Михаил же не скрывает, что ему повезло — с погодой, трафиком и т.д., но даже если бы он не доехал, думаю, всё равно была бы выполненной. И миссия эта состояла в том, чтобы показать, что в современной напичканной электроникой машине с АКПП и т.д. от водителя тоже кое-что может иногда зависеть. К сожалению, втолковать эту простую мысль с каждым годом становится всё сложнее.
      P.S. Михаил, спасибо за статью, прекрасно её помню, причём мне сразу запало тогда, что Вы в обе стороны сумели проехать. В одну сторону на баке ездил несколько раз, но туда и обратно… я Вас с тех пор реально зауважал.

      • Точность нужна потому, что при приближении к пределу возможного возрастают и требования к качеству замеров.
        Кстати, пределы экономичности были подсчитаны в ЗР 2009 №8 стр.151.Если кто из производителей будет заявлять меньше, посылайте его по известному адресу. А если отбросить высокую научность, то за городом при 90 км/ч 4 л/100 км для дизельного и 5 л/100 км для бензинового автомобиля — абсолютно нормальный результат, не требующий риска и нарушений ПДД и создания помех другим автомобилистам. Если автомобиль расходует больше, то это ПЛОХОЙ автомобиль.

        • Категорично, но по сути верно. Хотя могу и поспорить — 5литров это для здоровенного лимузина все-таки маловато. Про любимую Волгу молчу: мой рекорд примерно 7,5, кажется… Да и то при попутном ветре и все такое.

        • Слушайте, опять Вы в свой «сферический вакуум» вернулись. Что такое 90 км\ч /100 км? Вы по трассе Москва-Питер ездили хоть раз? Да, там, стоя в пробке ПДД не нарушишь, но расход от этого меньше не станет. Понятно, что 6 лет назад ситуация была получше, но поверьте, серьёзные проблемы там были уже давно. Потому и так ценен опыт Михаила, что проехал он по РЕАЛЬНОЙ трассе и показал, как зависит расход топлива от ВОДИТЕЛЯ, а не от характеристик автомобиля. Это был качественный эксперимент, а не количественный. А если хотите замерить количественный предел, так тут надо создавать строго нормированные условия (пробки определённой длины, определённой глубины дорожные ямы, поправка на ветер и т.д.). Кстати, в такой ситуации водитель будет являться как раз слабым звеном, так что количественные испытания лучше предоставить роботам 😉

      • заправку сменить не пробовали? А то бывало в проверенный 45 литровый при остатке 3-5 литров вливали ровно 45, а бензин даже в заливной горловине не виден

      • Спасибо, Сергей! И рад, что вы не видите здесь никаких фокусов и не спрашивает, на кой хрен тебе это было нужно? А я и сейчас стараюсь бензин экономить, поэтому маршрутник — моя любимая игрушка на «вольве». Правда, на Эс80 у него совершенно другой алгоритм заложен — — это сервисмены подтвердили. Помню, я в новую машину второй раз полный бак залил, а мне показываются цифры? мол, на 700 км всего! Я психанул, но мне потом долго объясняли, в том числе владельцы, что он как-то акцентирует внимание именно на мгновенном расходе последних километров или что-то в этом роде… Но принципиально это ничего не меняет.

        • Точно так же работает у меня в Lanos БК Мультитроникс — берет средний расход за последние 10 км и выводит прогноз пробега. Очень приятно наблюдать за прогнозом пробега на затяжном спуске при торможении двигателем :)

    • Полторы, Сэм! (Это из «Вождя краснокожих»…). Примерно 7 литров. Точнее не скажу — хрен ее знает. Набухал так, чтобы в горловине вровень с краем было. А потом тронулись…

  7. Фольксваген Тигуан 60 литров, лукойловского 95 ого на 1200 либо на 1150 км. Скорость от 90 до 130, 5 человек в машине. Сам не ожидал.

  8. Со мной ехал «Сандеро степвэй» на автомате, у него расход в таких режимах намного больше

  9. Очень познавательная статья! я сам регулярно измеряю расход когда езжу на дальние расстояния, правда специально топливо я не экономлю и мой лучший результат 7,45/100, но мне все равно мало кто верит, потому что «ну трёхлитровый движок же не может жрать на уровне жигулевского, он должен жрать литров 15!!!»
    когда предлагаю проверить, на их бензине, желающие растворяются

    • Так оно и есть. Люди привыкли топить в пол. Я видел одного отморозка в иваново — это когда мы стаью готовили по исполнению желаний — мальчика с девочкой в ЗАГС везли. Я был на 300-сильной бээмвэшке, а у него из знакомых один на мерсе приехал. И жалуется: мол, 25 литров расход… Я усмехнулся, но когда мы вместе поехали из Иваново в Суздаль, все понял. Он несется со скоростью глубоко за 200 — по правой обочине, по левой… Отморозок…. Тут и 50 литро вна сотню можно съесть. Если доживешь до очередной заправки

      • я знаю ребят которые на лендкрузере поехали в москву, опыта езды по межгороду не было, зато гонору хоть отбавляй, естественно тапка в пол…денег на горючее им назад не хватило

  10. Добрый день, Михаил!

    Здорово, что тогда у Вас получилось. Я часто мечтаю проехать на своем автомобиле (седан, 2,4 литра, вариатор) на одном баке бензина.

    Несколько раз практиковался экономиному вождению и удавалось на 100 км. участке получить 5.3 литра на 100 км (показания проборкой занижаются на выявленные мной средние 6%). И я думаю, что 4.5 литра на моей машине вполне возможны. Остается только найти подходящий участок, время и свободные деньги.

    Как-то проехал 560 км на седане 1.6 автомат (4 ступени) и израсходорвал в среднем по 5 литров на 100 км. Но на той машине это такое было не сложно.

    • Спасибо, Михаил! Но кайф еще и в том, чтобы не совсем уж по пустой дорожке ехать, а чтоб и другие бибики были… А упстую дорожку я видел, когда единственный раз в жизни случайно к финикам заехал на S60. У меня первый раз в жизни оказалась мультивиза и, будучи в Питере, я на денек сунул нос за кордон. Так вот, так машина может служить, по-моему, сколь угодно долго. Скорость ограничена, машин нет, асфальт ровный — там можно было и из пяти литров выйти, наверное…

  11. Я на своем пежо сначала тоже верил борт-компьютеру. Но один раз решил его испытать. До дачи у меня ровно 114 км. Компьютер показывал, что бензина на 250 км, должно было хватить туда-обратно, ехал ночью, так что пробки не пугали. Туда доехал в полной уверенности в честности бортпомошника- он писал, что осталось еще на 130 км. А вот обратно начались чудеса. 110, 80, 70, загорелась лампочка пустого бака, 50, 30… И привет от французских инженеров- борткомпьютер выдал предупреждение, машина очень потупела- более 80 км/ч не шла, а я был еще в 40 км от дома. Как ни странно пыжик дотянул, да и еще я потом от дома до заправки доехал километров 5!

  12. На счет гибридов:
    3000 км на одном баке со средним расходом в 2л/100км
    http://priuschat.com/threads/new-world-record-challenge-over-50km-l-117mpg-tank.82510/
    Режим движения правда такой: плавный разгон до 50 км/ч и движение накатом до 30 км/ч. Давление в шинах 3 АТМ. Фары и климатсистема естественно отключены.

  13. На Хонде ЦРВ 2,0 АКПП, личный рекорд 7,5 на трассе. Меньше не выходит никак. На старой тойоте карине-Е с мотором 4А-FЕ 1.6 получалось укладываться в 6,3, в не особо экономном режиме. Как всегда приятно читать ваши рассказы и воспоминания.

    • Спасибо, Александр! Тут еще нужно, чтобы процесс удовольствие хоть какое-то доставлял. Это касается и писанины, и экономичности:)

      • Мне если надо сэкономить, я пристраиваюсь за фурой на расстоянии ~5м. Если она идет 90 км/ч у меня на Присе Б/к показывает 3,5л/100км. Получается и довольно быстро и весьма экономно.

        • У меня бывший коллега занимался этими расчетами. По-моему, у него получилось, что нужно уткнуться практически вплотную — метрах в полутора двигаться надо… Иначе без толку. Про безопасность тоже все понятно. Впрочем, на себе это не проверял и вряд ли буду: какой кайф в чей-то зад уткнуться? Мне однажды пришлось так километров сто ехать — еще на «жигулях». Не знаю, как это получилось, но встречное солнце шпарило так, что я абсолютно ничего не видел. Пришлось уткнуться в зад чему-то высокому, который, наверное, все видел… Противно так ехать, конечно же…

          • ну тут не до кайфа. Один раз использовал когда бензин заканчивался, а следующая заправка непонятно когда случится.
            Постоянно не использую этот метод из-за периодически летящих камней из под колес фур. Ремонт кузовщины всяко дороже экономии на топливе.

          • А еще фуры тормозят классно! Где-то ролик висел как «Вольво» огромный тормозит — фантастика…

          • Может быть и классно тормозят фуры, но тормозная система многоосного автомобиля с длинными пневматическими магистралями тормозных систем явно будут отставать от эффективности гидравлической тормозной системы легкового автомобиля оснащенного высокочастотным АБС.

  14. «Бензин – 98-й вместо повседневного 95-го (захотелось попробовать!). По инструкции допускались октановые числа 91 – 98. Кстати, уже потом несколько спецов, не сговариваясь, сказали мне, что нужно было лить… 92-й! Ну, не знаю.»

    Михаил Владимирович, жалко, что даже Вы, эксперты, точно не знаете! А тема-то очень интересная и неоднозначная. Может немножко развернете ее, хотя бы здесь? Ну скажем основные предпосылки использования того или иного бензина (кроме инструкции к авто), без конкретных выводов. Моей машине завод тоже разрешает лопать от 91 до 98, а что лучше, безопаснее и дешевле?

    • Михаил! Интерес интересом, а что проверять-то? Проф. Шабанов всегда говорил: на высокооктановом будет чуть резвее, на низкооктановом чуть дешевле! При условии, что все это благословил завод-изготовитель автомобиля. У мены 98-й рекомендован для поездок в жару, к примеру. Я, кстати, ненавижу натурные испытания типа «поехали два автомобиля» — для меня это профанация. И точность никогда в жизни не отловишь, и результаты ни о чем не скажут. К тому же, опять-таки, вы согласны на улучшение одного за счет ухудшения другого — мощности, экономичности и т.п.? А это обязательно выплывет!!! В общем, на мой взгляд, тема интересна (я такие сам люблю!), но точно ее реализовать будет ой как тяжело.
      Кстати, пример из истории. В свое время на опыте таксопарков (надо было до этого додуматься!) решали проверить экономичность такси на примере волжанок с моторами 402 и 4021 —соответственно под 93-й и 76-й бензины. Знаете, что получилось у «испытателей»? Что разницы нет! Но разве отсюда следует, что повышение степени сжатия не ведет к росту экономичности?

  15. С удовольствием читаю Ваши статьи и в журнале,и здесь(нравится больше).Ту статью помню,т.к.cобирал журналы с 1976г.Мои результаты при пробегах на Алтай 2440-2500км на Хонде Домани(1,5л,АКПП) 6,5л/100км,на Поло седан(1,6л,МКПП)-6,2.Поездки летом,достаточно нагружен для отдыха на 2-х,кондиционер,иногда в горах печка,режим движения до 110км/ч,при обгонах до 130.Вопрос экономии был не основным,но присутствовал-т.к.это не только экономически выгодно,но и интересно.

  16. Действительно, у меня на Логане от 91 до 98. А в Европе вроде не ниже 95 ого. Я все хочу получить себе европейскую прошивку думаю авто будет экономичнее. Это косвенно подтверждается статьей ЗР, где ларгус во Франции расходовал меньше чем редакционный Логан у нас. Значительно меньше. Готов предоставить автомобиль (вместе с собой) для испытаний. Хотя возможно дело не только в прошивке возможно у европейских Логанов выше степень сжатия.

    • С чего бы это? И за счет чего на одинаковых новых моторах может быть разная СЖ? Думаю, только прошивка.

  17. ООчень интересная статья. Спасибо. Сам замечаю — чем чаще давлю на тормоз — больше расход топлива (в городе).

  18. Знал точно — не хватит. За три года дальних поездок по-разному считал ,но все одно-8л/100км в загородном режиме .Поэтому прикидывая затраты на поездку смело отмерял десять литров на каждую сотню- за глаза. И вот ситуация : денег на три десятка литров летнего горючего , а до дома 550 км . А чтобы не рискнуть – не зима! Экзамен на зрелость….
    Любовь к тёще , говорят, определяется расстоянием . Дорога к дому аккурат через её деревню лежит . Дизель заглох метров за 500 . Фортуна ли, инерция ли подкатила старенький Митсубиси «Делика» прямо к её калитке… Повезло или смог? Риск , оправданный на 90% или холодный расчет помноженный на опыт ? Скорее из разряда – когда очень хочешь и очень надо – то обязательно получится …
    Итак задача №1:
    Дано: S= 550км , Vтопл.=30л
    ДВС=2.4л(дизель)- расход в самом экономичном режиме 8л/100км
    Найти: хороший ужин и ночлег через 8-10 часов пути.
    Решение: полвина пути из Владивостока проходит по равнине. Главный прибор — тахометр .Главное зеркало – салонное. (боковые сложить). Благо- в задней стенке кабины стекло не меньше, чем «лобовуха» какого-нибудь пионера автомобилестроения 30-х гг. Левый поворот, на сколько он просматривается , по меньшему радиусу, т.е., простите, по « встречке» . Правый – по правой кромке . В связке поворотов искать прямую – эдакую касательную к наименьшим радиусам поворотов. Скорость выбирать такую, что бы не тормозить ,а пройти поворот накатом , при этом выжимая сцепление (главная передача здесь не подруга). Её передаточное число в паре с 12.5” задними «сликами»- иначе не назовешь колеса размерностью 225/50R12,5 – окажут нам хорошее подспорье потом, когда Сихотэ-Алиньский хребет крепостью встанет на пути.
    Кстати о тахометре : опытным путем пришел к 2200 об/мин – при этом на пятой передаче ( которая при желании вытягивает с 1500 об/мин ,захватывая верхний диапазон третьей ) оптимальная скорость 85км/ч примерно. Все это дает среднюю где-то 67-70км/ч. Так и за 8 часов до дому можно постараться.
    На пути город Уссурийск . параллельно-перпендикулярный город светофоров. Двигатель старт-стоп в ручном режиме , как говорится. Тотальная экономия захватывает настолько , что даже из банки энергетика пьешь редко и маленько. Как — будто количество миллилитров в ней пропорционально количеству литров в баке.
    И вот Сихотэ-Алинь , точнее его отроги , встречают резким крутым подъемом в конце прямого, как стрела , участка трассы Осиновка — Рудная Пристань. Прямые конкуренты «Дэлики» — Мазда «Бонго» и Тойота «Таун-айс» , коих в Приморье великое множество – на серпантине перевалов в сравнении с ней (Деликой)- лесовозы и гружёные фуры какие-то. Вершины ждешь нестерпимо. малейший намек на черный дым и снижение тяги – сигнал сбросить газ. И так до предельных 1500-1800 об/мин на каждой передаче. Доведенную до автоматизма привычку к перегазовке- оставить. Переключения , как и ход машины, становятся плавными равномерными. Все на благо экономии. Спуски на Сихотэ-Алиньском хребте разные. Есть и длинные прямые с плавными поворотами , есть крутые со множеством разных по направлению и сложности поворотов. Здесь набираешь разгон , глушишь мотор , в КПП-« нейтраль» и “до кучи” сцепление выжать. Разряжения в вакуумном приводе тормозов хватает примерно на 10 торможений. Но если не отпускать педаль тормоза до конца после торможения , то порции пустоты хватит еще на одно-два подтормаживания … (по крайней мере хотелось в это верить). Когда же всё-таки педаль «колом» — кратковременный запуск мотора, стартером конечно, исправляет ситуацию. И еще пару километров слушать шум ветра и шорох шин. А еще гул подшипников, трение колодок, стук суппортов и сайлентблоков стабилизаторов, скрип бортов и много чего еще можно услышать при соответственном опыте.
    Но с 30 литрами задача, к сожалению, не решается без друзей. Глядя на стрелку прибора , перспектива не доехать километров эдак …надцать рисуется очень явно. И вот в последнем поселке перед домом друзья друзей (а время уже 10 вечера) САМИ НАХОДЯТ меня и вручают 5 литров тракторной салярки. С благодарностью к дружбе и всему человечеству за сотовую связь так и докатил меня мой «головастик» до тёщиного дома…
    Ответ: 30л топлива + дружба + сотовая связь + 2 баночки Red Bull + 8,5 часов концентрации и внимания = 520км пути + русская баня + легкий ужин + мягкая постель и последняя мысль перед сном : «все-таки я мужчина!» А что и в прям любовь к тёще определяется расстоянием? Так это с какого расстояния смотреть…
    P.S.: Да ведь у меня груз еще был – килограмм 300. И еще , нехитрые расчеты показывают, что не глуша мотор , при самом экономичном вождении проехал бы я 437.5км. Выходит с заглушенным мотором я прокатился 82,5км…. Интересно .

    • А не слишком ли много дизель кушает?

      • так ведь он не только кушает , но и работу работает.(правда все это в прошлом). но, что тогда , что сейчас , исходя из своего уровня знаний вопроса считаю — норм. 2,4 литра , 1991г.в. пробег при покупке 114000 км , при продаже 260000. заводился без подогрева до -15*С . масло хадо потом кастрол синт. менял ч/з 25000 км.- доливал по 2,5л. но главное расход топлива не рос. уж не знаю расхода паспортного , но мощность казалась почти 100%

      • Старая делика — ммм . такой расход. неплохо для грузовика.

    • При частоте 1500-1800 об/мин это по всей видимости с большим недогрузом на ДВС крутится. И как следствие получится высокий удельный расход топлива.
      Как пример http://ecomodder.com/wiki/index.php/File:Mercedes_Benz_OM617_5cyl_turbo_diesel.jpg
      320 гр/кВт*ч при 1500 об/мин на четвертой передаче, при оптимальном 245гр/кВт*ч

  19. Очень интересно. Жалко на Ниве расхода в 5 литров не получится, при паспортных 11.

  20. рекорд «Москва – Тосно» у меня реализовался на ВАЗ-21013 безо всяких магнитов и прочей дури. Просто за счет стиля езды: старался… Получилось 6л/100 км: прошел 650 км!
    Здорово. У меня самое малое 6,2 Смоленск — Питер ( 2 человека 50кг. груз). А так, ежегодные поездки (уже более 10лет) в отпуск на растояне 2000км. с загрузкой 350 кг, расход 6,6. Что интересно это на жигулях с паспортным расходом в 7,5 л/100км. Прошлым летом по этому же маршруту, с той же загрузкой в том же трафике на шкоде октавии 1,6. Расход 6,5, а по паспорту 5,8л/100км. Жигули поднимали самооценку, что могу лучше, чем дано. А иномарка наоборот, чайником себя чувствуешь, не можешь вложится в паспортные данные.

    • Разница в методиках подсчета. На Жигулях — честно посчитанный расход, на иномарках — маркетинговый, показанный в идеальных условиях с супер-профессионалами за рулем.

  21. да — интересная статья. Верю охотно что получилось.
    Насчет приема полностью согласен — нужно плавно чуть отпускать педать газа, а не резко, чтобы АКПП осталась на высшей передаче, сам знаю по своей машине.
    Основной прием экономичного вождения — это не тормозить, в прямом смысле.
    То есть, сделать все возможное чтобы избежать трогания с места, а по возможности -и разгона. Заранее сбрасывать газ, тормозить АКПП (если есть подрулевые лепестки). я как-то тоже решил поприкалываться и ездить так целый месяц, на моем Сивике средний расход по Москве упал с 10 до 8.5 литров:)!
    Насчет шкалы все верно, в большинстве авто при Реальной заправке полного бака стрелка уходит «за максимум».

  22. Интересная статья! Владею ы60 170 лс, но на механике. Минимальный расход по трассе около 8-9 литров, ниже никак… С горок спускаюсь на передаче, разгоны по возможности плавные, скорость движения 100-110 при 2500 об.мин. Трасса то подъем, то спуск, мало равнин. Есть к чему стремиться…

    • НУ, на механике сам Бог велел поэкономить, если желание имеется… Искренно желаю удачи. Какой остаток пути вам показывает комп после полной заправки бака?

  23. Помню эту статью — читал и волосы шевелились, что такое возможно. Спасибо вам.

    Хотел добавить, что по моим наблюдениям плавность торможения влияет на расход намного больше, чем плавность разгона.

    Чтобы не умничать голословно, приведу результаты испытаний. Это, правда, городской цикл 18,8 км со средней скоростью 19,5-20 км/час. Испытывался большой городской автобус полным весом 18000 кг и АКПП.
    Все разгоны «газ в пол» — 53,85 л/100км
    Все разгоны вполгаза — 52,70 л/100 км.

    Остановки с максимальной плавностью с преимущественным использованием только гидрозамедлителя — 50,10 л/100км
    Остановки с интенсивным торможением и гидрозамедлителем, и рабочим тормозом — 57,54 л/100км.

    Не поручусь, что результаты на легковой машине будут такими же по относительным величинам, но тенденция налицо.

  24. Михаил, а почему не пользовались круиз-контролем?
    Понятно, что всю дорогу так не проедешь, но, как мне кажется, именно равномерность движения и приносит экономичность.

    Сам же много раз ездил и по М1 и далее в Европы — на круиз-контроле при 90 кмч получалось и 6 литров на сотню и меньше, при том, что коробка — автомат. Машина Пежо 308.

    • Круиз-контроль — это вещь! Даже на машине с механической КПП. При движении по трассе на своём Фокусе использую КК всегда. И меньше утомляемость, и равномернее движение, и снижение расхода топлива. Ещё бы 6-ю передачу в коробку добавить.

      P.S.: Бывший — это Анатолий Фомин, эксплуатировавший в редакции ЗР красный дизельный универсал Форд Фокус. Угадал?

      • Угадал — и что дальше ?

      • Круиз-контроль отнюдь не способствует минимальному расходу топлива, он предназначен для поддержания более-менее постоянной скорости. При движении в горку — добавляет газ, с горки- тормозит. Это может стоить лишнего литра на 100 км (!) по сравнению с оптимально-безопасным режимом — разгон «по Дивакову», с горки — накатом (не глуша двигатель), в конце спуска — разгончик и равномерный газ при движении в горку (важно: для каждой пары автомобиль+силовой агрегат обороты двигателя будут разными).

        • Я знаю. Но мне это рассказал коллега, которому нет повода не верить.

        • Всё в мире относительно. Считаю, что в руках среднестатистического водителя, использующего КК на высших передачах при длительном движении по межгороду этот самый КК способствует снижению расхода топлива именно за счёт равномерности движения. Хотя я понимаю, что его можно включить и на первой передаче на 6000 об./мин и пилить так всю дорогу, удивляясь — а не прохудился ли топливный бак?
          Разгон «по Дивакову» — это раскрутка до отсечки на 1-2-3 и далее сразу на 5-ю? Ну, я так делаю, но отнюдь не для экономии топлива, а для быстрого разгона до максимальной разрешённой скорости (не для светофорных гонок!). Но уверяю Вас, что если делать этот разгон с помощью КК, щёлкая кнопочкой «+» на руле, то экономия топлива будет гораздо больше, нежели по методу Дивакова. Только вот разгон этот будет довольно вялым, а путаться под ногами (колёсами) турбомонстров не очень удобно.
          А лично для меня есть во всём этом шаманстве один непонятный момент. Если при следовании на КК топнуть на мгновение по педали тормоза (подъезжая к светофору с запрещающим сигналом, например), КК отключается, двигатель работает, обороты его коленвала падают по мере падения скорости машины, а мгновенный расход топлива на бортовом компьютере равен нулю. Почему нулю-то, если двигатель работает, да он тормозит машину, но ведь работает, а не глохнет. Машина постепенно замедляется, а не встаёт как вкопанная. Почему же БК в это время выдаёт на экране 0? Неужели подачи топлива в этот момент нет? А по ощущениям (на слух) двигатель работает!

    • По бедности — это раз: у меня его нет. Но это второстепенная причина: мне хотелось управлять самому и оценить собственные таланты. А с автоматикой в ряде вопросов спорить бесполезно — увы…

  25. Экономично ездить у меня получается ездить только в Финляндии! Скорость ограничена 80 км/ч, пробок нет, бензин дорогой. Машина Шкода Фабия 1,2 -69л.с. ручка. Бак 42 литра пробег до загорания лампочки 950 км. Средний расход 4,4л.
    Расход по паспорту за городом 4,5.

  26. Михаил Владимирович, спасибо за еще одну замечательную статью, Спасибо, что не потеряли интерес к экспериментам. Как писал Л.С.Экзюпери, — «в тот момент когда он перестал мечтать, он сразу начал стареть» (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл не исказила). Значит вы еще в душе молоды))))
    По теме: А как вы определили, что режим 1500 оборотов оптимальный? По данным борт-компа?
    PS у меня бэшка дефорсированая, Так у нее максимальный крутящий момент приходится на 2500 оборотах. (по паспорту). Экономичным режим (на бензине) обычно считается на 800-1000 оборотов ниже. На волвешниках макс.момент смещен вверх, на 3500 кажется… По логике экономия должна быть на 2200 оборотах.

    • Спасибо вам большое. Но должен сказать, что оптимальные обороты я не определял: просто отталкивался от показаний расходомера. Великий и ужасный профессор Шабанов потом долго ворчал, что я, мол, неправильно ехал, мог мотор загубить и вообще. Ну, профессору виднее — для меня главным было то, что затея удалась. Кстати, уже тогда пожалел, что на моей модификации машины не было режима автопилота — бедность, знаете ли :) Коллега уверяет меня, что один большой начальник с нашенского Вольво на спор на ЭС 80 в 5 литров на сотню уложился… Но и Эс 80 у меня тоже без автопилота, так что проверить не смогу:)

  27. Повоевать захотелось? Русской крови захотели? Ну-ну. Извините, вы обратились не по адресу. Не пишите сюда больше. Про фашизм я уже высказался.

    • В смысле «повоевать»?И причём тут фашизм?

      • Там было несколько антироссийских посланий: позже их удалили.

      • КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ

        О чем шумите вы, народные витии?
        Зачем анафемой грозите вы России?
        Что возмутило вас? волнения Литвы?
        Оставьте: это спор славян между собою,
        Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
        Вопрос, которого не разрешите вы.

        Уже давно между собою
        Враждуют эти племена;
        Не раз клонилась под грозою
        То их, то наша сторона.
        Кто устоит в неравном споре:
        Кичливый лях, иль верный росс?
        Славянские ль ручьи сольются в русском море?
        Оно ль иссякнет? вот вопрос.

        Оставьте нас: вы не читали
        Сии кровавые скрижали;
        Вам непонятна, вам чужда
        Сия семейная вражда;
        Для вас безмолвны Кремль и Прага;
        Бессмысленно прельщает вас
        Борьбы отчаянной отвага —
        И ненавидите вы нас…

        За что ж? ответствуйте: за то ли,
        Что на развалинах пылающей Москвы
        Мы не признали наглой воли
        Того, под кем дрожали вы?
        За то ль, что в бездну повалили
        Мы тяготеющий над царствами кумир
        И нашей кровью искупили
        Европы вольность, честь и мир?..

        Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
        Иль старый богатырь, покойный на постеле,
        Не в силах завинтить свой измаильский штык?
        Иль русского царя уже бессильно слово?
        Иль нам с Европой спорить ново?
        Иль русский от побед отвык?
        Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
        От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
        От потрясенного Кремля
        До стен недвижного Китая,
        Стальной щетиною сверкая,
        Не встанет русская земля?..
        Так высылайте ж к нам, витии,
        Своих озлобленных сынов:
        Есть место им в полях России,
        Среди нечуждых им гробов.

  28. Про зависимость расхода бензина от его октанового числа могу подтвердить,что мой финик 92-го потребляет на 2,5-3 литра МЕНЬШЕ!!!!,чем 95-го,при одинаковых внешних условиях,причем эта разница видна не только на компе ,но и на практике-когда заправляюсь на одной и той же азс.Почему -не знаю…..и еще практическое наблюдение: тнковского бензина жрет меньше,чем лукойловского

    • Простите — не верю в такие цифры.

      • Обидно,чем заслужил недоверие,я не мальчик чтоб врать,а на деле -реально мой финик -повторяю,95-го жрет по городу 20-ку , а 92-го -17 литров.Маршрут один и тот-же дом-свой магазин-своё сто -магазин-дом и т.д. и т.п.Работаю в автобизнесе 20 лет и как считать расход знаю…..

        • А вы не обижайтесь: повода нет. Но в 15% разницы я действительно не верю. Могу же я во что-то не верить. Разница в экономичности может составлять доли процента — ну, единицы от силы. Но здесь явно что-то не вяжется. Именно по этой причине в материалах о сравнительных замерах я всегда верил только стендам.

          • У меня Шеви-Нива, а про ее расход много обидного написано.
            Начитался форума, где годами ломают копья на тему 92 против 95 (хотя по паспорту 95ый..). Прежний владелец лил исключительно 92ой, ну я тоже.
            А тут говорят, мол по деньгам выйдет одинаково, т.к. 95го расход чуток меньше, зато если чего то динамики на 95ом капельку но больше.
            Начал ездить на 95ом, в динамике ничего не заметил, даже показалось капельку похуже. Списал на субъективизм.
            Но потом и показания БК стали говорить явно не в пользу 95го. Ну думаю, ладно, город, мало ли (хотя старался манеру езды не менять). Еще подумал, что после сброса обучения надо накатать порядочно, чтобы топливные карты подстроились поточней под состояние мотора, воздух и т.д.
            Но потом 2-е поездки на 300км, окончательно показали, что БК солидарен с баком и 95ый уходит быстрее. Причем насколько помню разница довольно ощутимая 8,5л 92го против 9,3л 95го по трассе, а в городе разница была под 1,5л примерно.
            Перед дальней поездкой проверяю давление в шинах, погодные условия если и отличались то на 2-3 градуса.
            Закрались подозрения, что по совпадению с переходом на 95 появилась небольшая неисправность, которая «мутит воду».
            В общем отъездив примерно 1000км на 95ом, залил вновь 92ой. И проехав десяток км уже по мгновенному расходу увидел, что вернулись прежние показатели.

            Может 95ый у нас не шибко 95ый, а может «задушенные» углы опережения зажигания в заводской прошивке ЭБУ…

          • Артем! За десяток километров прежние показатели вряд ли вернутся — позвольте в это не поверить. И вообще мне не верится, что вы мгновенно почувствовали разницу между 92 и95 — она эфемерная , в общем-то. Однако спорить не буду.

          • Ваше право не верить.
            Хотя несколько обидно, что возникло недопонимание. Т.к. старался дать понять по тексту, что сам был удивлен результатами. А разницу за десяток км… довольно просто все, БК имеет функции сброса топливных карт на заводские, после смены бензинов сбрасывал. А эталоном по мнгновенному расходу для меня был участок дороги, где еду с постоянной скоростью довольно часто. Там я уже знал показатели: на 92ом — показания колеблются в районе 7л, и вот на 95ом у меня никак не выходило видеть хотябы аналогичную картину.
            Ничего не хочу доказать своими высказаваниями. Констатирую факты, которые на мой взгляд несколько странные.

            Кстати насчет экоралли, тоже переодически «соревнуюсь сам с собой». Оказалось что если ехать 50км/ч на 4ой — то расход в районе 5л (Шнива).
            При этом это именно интересно и не скупердяйство (есть рабочая машина с оплачиваемым бензином). Или антиэкоралли устраиваю — при 140км/ч шнива расходует в районе 13-14л.

          • Без обид только, ладно? Просто много лет в этом купаюсь. Нужно залить какой-то безумно плохой бензин, чтобы мгновенно оценить разницу в расходе.

  29. Михаил,как Вы считаете, существует ли зависимость возможности экономить топливо от объёма двигателя??

    • То есть существует ли такой двигатель,на котором вообще нельзя сэкономить?

      • Ну или совсем чуть-чуть,просто есть мнение в гаражных диалогах,что чем больше литровый объём движка ,тем больший процент экономии можно из него выжать,дескать что взять например с моторчика в 1,5 л,он и так еле едет…а если начать экономично ехать ,так вааще не доедешь до места

  30. Да, помню Вашу статью! Сейчас так до Питера не съездить, вообще туда на машине ехать страшно…до слез страшно…
    Но ваша статья меня вдохновила на рекорды экономичности. Так какждый день на МКАДЕ между ленинградкой и ярславкой выжать минимум стараюсь. На Фиат Пуно 1,4, 78 л.с. выжимал 3,7 л/100 км. На Шкоде октавия 1,4, 140 л.с. 3,6 л/100км. Это действительно интересно…

    • А я о чем? О нем, об интересе! Заметьте, что не все это понимают. То и дело читаешь что-то типа «Купил бы Запорожец» и экономил бы… Рад, что вам понравилось.

      • Вот на снова на Шкоде А7 выдавил 3.3л/100км. на 20км отрезке МКАД.
        Еще, заметил, что все-таки круизконтроль помогает экономить.
        Ставлю 70 км/ч и 7ю скорость, расход между ленинградой и ярославкой получаем 3.3. но интерес уже не тот…

  31. Хочется еще свои пять копеек в тему вставить. Если машину (по крайней мере мою) заправить до отсечки, а затем подождать секунд 10, да еще и пошатать ее пару раз, целый литр бензина еще входит))). Не спрашивайте куда, сама не знаю, то ли в бачок абсорбера, то ли в угольный фильтр абсорбера, хз, но факт имеет место быть))). Еще прошу заценить выдержку автора, поскольку все мы знаем, что ездить и всю дорогу смотреть на показания борт компьютера нелегко. Муторно как-то… Ну что это за скорость 80 для вольво? Газету можно не читать ..)))

    • Еще раз хочу заметить, что никакой тягомотины не было. И напомнить, что выше 90 — нельзя, даже на МИГ-25, а не только на «Вольво». А о том, зачем вообще выпускают современные машины при общепринятом ограничении скорости, я уже как-то высказывался:)

  32. На вопрос из категории «Зачем это нужно», могу ответить концовкой из анекдота: «…случаи разные бывают»…. Где-то, года три назад возвращалась из Одессы в Москву после моря. Перестала читаться мастер-карта, причем вечером после Одессы. Это означало менять рубли на гривны где-то ночью в Киеве. Чтобы не искать обменники по ночам, пришлось со всей дурью экономить, чтобы протянуть почти 700км до России. Когда до Киева доехала, поняла, что топлива до России хватит, а гривен еще и на макдональдс остаются))) Но не езда это… ну что такое 80км/час для БМВ? Удовольствия от вождения — никакого(….

  33. Похвастаюсь и своими достижениями, хотя это пшик по сравнению с тем, что я почитал в обсуждениях. Летом прошлого года ездили из Казани в Нижний Новгород. Автомобиль — ГАЗ-24 1977 года, двигатель 24Д, т.е. под АИ-93, карбюратор К-126ГМ, зажигание контактное, компрессия 8 атм, КПП-5, шины ИД-195 диагональные полного профиля, в машине трое + типичный запас волговода в багажнике. Скорость 90-100 по спидометру (спидометр отрегулирован согласно руководству по ремонту) Полный бак в Казани вышел после дороги Казань-Нижний Новгород и двух дней поездок по Нижнему, аккурат на выезде из города в сторону Казани возле АЗС Лукоил. Вновь заправленного топлива хватило до Казани, где бак вновь был заправлен до полного. Пробега и количества израсходованного топлива не помню, но средний расход тогда вышел 9,2 л на 100 км, что считаю для Волги неплохим результатом.
    Следующий забег планирую после капитального ремонта всего и вся.

    • А откуда пятиступка на 24-ке? Что до расхода, то у меня на 24-10 меньше 9,8 никогда не получалось…

      • Дооборудовал сам. Все таки на трассе комфортнее — шума меньше, да и позиция завода — снижает расход топлива в условиях трассы в среднем на 1 л на 100 км. От 31029 встала идеально, даже не пришлось менять шестеренки привода спидометра (что нужно, если ставить коробки от 3110, или Газели).

        • Уважаю! А я с коробкой намучился на 3102, пока не заменил…

          • Спасибо! Правда, думаю после капиталки обратно КПП-4 установить. А машину — на заслуженный отдых, т.е. в качестве машины выходного дня. А на каждый ден

  34. *А на каждый день — либо 3102, либо глубоко доработанная 24-ка.
    Работаю слесарем на СТО Мерседес-Бенц, и меня с каждым днем все больше воротит от современных автомобилей. Дизайн, большое количество опций, полезность которых под большим вопросом, но которые резко усложняют конструкцию и снижают надежность, ресурс — все это в них не устраивает.

  35. Доброй ночи, Михаил!
    Я помню то время, когда прочёл вашу прекрасную статью. И моя автомобильная жизнь разделилась на «до статьи» и «после». Я ездил на подержанных «Жигулях» ВАЗ-21070, и «семёрочка» 2001 года выпуска изрядно поистрепалась под предыдущими хозяевами( позднее прикинули, что пробег у неё был далеко за 100000км на момент покупки, если не за 200000).
    Расход топлива на тот момент меня интересовал исключительно в контексте «о, а вот на этом бензине ВРОДЕ бы больше проехал» или «о, лампа загорелась — пора на заправку». Да и заправки не до полного бака, а на энную сумму рублей отнюдь не добавляли точности моим представлениям о топливной экономичности «ласточки». Я лишь знал, что кушает моя «классика» около десяти литров 92го на сотню…и всё. В городе ли, на трассе ли, в смешанном цикле — об этом я даже не задумывался.
    И вот прочитана статья, я стал интересоваться аспектами экономной езды. Больше внимания эконометру (неплохое подспорье для новичка- «экораллиста»), эксперименты с режимами движения в городе и на трассе плюс параллельное приведение машины в чувство — и я уже знал, что по городу мой расход колеблется от 10 до 11л на «сотню», а по трассе падает до 8…при абсолютном соблюдении скоростного режима, заданного правилами дорожного движения. Много. Дальнейшие поиски привели к карбюратору с намертво заклинившей в полуоткрытом положении заслонкой второй камеры и к полуживой контактной системе зажигания(КСЗ). Мой родственник(прекрасный автомеханик и просто хороший человек) предложил установить более современную БСЗ и, зная о моей спокойной манере езды, посоветовал поставить Солекс-21083 от семейства «Самара». Плюс после этих перемен заново отрегулировали зажигание и клапана. После вышеозначенных процедур при моём темпераменте машинка почти не потеряла в тягово-скоростных характеристиках, но здорово поумерила аппетит — по городу укладывались в 8-8,5л/100км. А уж когда выставили развал/схождение и чуть потеплело, расход и вовсе снизился до 7,5 «среднесотенных».
    Апофеозом интереса к экономичности «Жигулей» стала ноябрьская поездка на выходные из родного города на Неве в Псковскую область (п.Дедовичи) погостить. Киевское шоссе-Лудони-Боровичи-Павы-Дно-Дедовичи — и в обратном порядке. Ехали с женой, её мамой и моим другом — вчетвером. Залил бак под пробку, заехал за другом, тот прихватил 20л алюминиевую канистру. По пути заехали в Гатчину и там на АЗС долили около 5л в бак(!?) и затолкали около 25(?) в канистру — это к слову о недоливах/переливах на заправках, ну да ладно. Всю дорогу держал 80 на 5ой передаче, населённые пункты — 60. Эконометр постоянно в зелёной зоне. Разгоны — плавнейшие, переключения на 3000мин-1. Несколько остановок на «размять ноги-потянуться»…вот и пролетели 352км. По посёлку(а он довольно велик) ходили исключительно пешком — для здоровья полезно. Обратно выехали, хорошенько прогрев машину. Где-то не доезжая 20-25 км до Е-95 «лада» начала дёргаться на очередном подъёме. Решили прибегнуть к «помощи зала», то есть к канистре.Залили всё, пролив мимо самодельной воронки-бутылки поллитра-литр(ветер поспособствовал, равно как и темнота). Киевское шоссе традиционно уплотнило ряды возвращающихся с отдыха, плюс пару километров гнались с педалью в полу на 2ой и третьей до 6000мин-1, а также на 4ой за специально ослепившим нас перед обгоном индивидом на»Фокусе», долго сидевшем у нас на хвосте при многих возможностях для ненапряжённого обгона до этого(справедливости ради, до Питера он нас обгонял трижды, дважды будучи остановленным блюстителями порядка). В городе завезли друга домой, потом сами добрались до своего района-двора-места. Ещё несколько поездок по городу на следующий день — и на уже долго мигающей лампе «Пииить!» прибыл на заправку. Итого очень грубо 38(последний литр «Жигули» врядли высасывают из бака) плюс 5 на дозаправке плюс 24(25-1 расплескавшийся/пролитый литр) на 740км. 67/740*100=9л на сотню…
    Я был в шоке. Конечно, и заезды в населённые пункты, и относительно холодная погода, и зимняя зубастая резина Матадор МР-57, и загрузка машины сделали своё чёрное дело. Может быть, ветер был встречным/боковым(мне вообще именно с ветром очень часто «везёт»). Может быть, тарировки «восьмёрочного» карбюратора и бедная смесь именно в этих условиях приводили к перерасходу. Не знаю. Но это поражение лишь подхлестнуло мой интерес к соревнованию с самим собой, с обстоятельствами и с топливо-скоростными характеристиками моей «семечки». В дальнейшем пучина экономного вождения стала засасывать меня всё глубже и глубже…
    Вот такой опус вышел. Если вам интересно, то на следующих моих авто эксперименты с расходом были куда более занятными и широко охватывали весь спектр причин расхода/перерасхода топлива в разнообразных условиях движения. Я постигал и постигаю всё новые интересные ньюансы этого направления — «гонок за литрами». И мне это доставляет не меньшее удовольствие, чем езда по замёрзшим карьерам или прохождение развязок кольцевой «на пределе». А самое важное, что заниматься этим эко-раллизмом можно каждый день, ибо не нарушаешь никакие правила, экономишь бензин, колодки, шины…и получаешь удовольствие, видя , что уложился по городу без пробок в 5.5-6л/100км среднего за поездку «от заводки до глушения».
    Спасибо Вам, Михаил, что пробудили во мне своей статьёй дремавший интерес и способности к столь замечательному стилю автомобильной жизни!

    • Спасибо за отзыв, Андрей! И удачи. Не думаю, что в вашем случае можно было привезти меньший расход. А вот удовольствие получать можно хоть каждый день. Я уже говорил о том, что дело не в желании сэкономить червонец, а просто в интересной игре с самим собой: слабо или не слабо?
      Кстати, я не уверен, что с Солексом у вас стало лучше, чем с Озоном. ДАвно не интересовался этим вопросом, но мне казалось, что это немножко не его место. Впрочем, спорить не буду. Еще раз удачи!

  36. Доброй ночи, Михаил! Привет вам из пасмурного Санкт-Петербурга!
    Так как мой интерес к ежедневному эко-ралли по-прежнему не ослабевает, позволю себе озвучить здесь ещё пару занимательных моментов.

    Для начала хочу отметить: как бы ни было горько, но былых рекордов(высот, пиков, достижений) в области экономии топлива нам с вами уже не поставить в силу того простого факта, что число…нет, даже «плотность» автомобилей на трассах и улицах значительно выросла в последние два-три года, при практически неизменной их, дорог, пропускной способности. И там, где раньше мы ехали практически без затруднений(жизненные и случайные особенности, встречающиеся всегда в пути, не в счёт), сейчас постоянно сталкиваемся с заторами, изрядно тормозящими среднюю скорость поездок и, как следствие, увеличивающими расход. Элементарный пример из моего опыта: два года назад доезжал с работы до дома 21км за 30-35 минут. Ныне доехать за 40-45 минут по этому же маршруту — редкая удача. Новые нерегулируемые пешеходные переходы, бесконечные дорожные работы и полное отсутствие культуры вождения ритмичности движения также не способствует(как частное,поворот налево/направо из ряда, предназначенного для движения только(!) прямо, а иногда и из 3 полос(разрешено только из 1), очень хорошо тормозит поток на полкилометра-километр до коллективных «дёрганий» на первой передаче).

    Следующее, о чём хотелось сказать уже давно — ваш повторный заезд на S80 2.5T по маршруту СПб-Москва-СПб на одном баке. Причины перерасхода топлива по сравнению с S60 2.4 скрываются, по моим представлениям, в сумме факторов, озвученных в первой части моего повествования, и дополняются разницей в технических характеристиках машин: бОльшая машина чуть тяжелее, резина чуть шире, площадь поперечного сечения(т.н.»мидель») у неё чуть больше. И набор этих «чуть» всё же даёт разницу в 0,3-0,4л/100км среднего расхода. Также есть догадка о том, что турбонаддув вкупе с многоклапанной конструкцией ГБЦ на тех сверхнизких оборотах, которые на крейсерских 75-85км/ч подсовывает машине новый «автомат», работает в крайне невыгодном режиме кривой удельного расхода топлива. Ведь паспортные(лабораторные) данные — это одно, а реальное движение — немного другое. Плюс что такое наддув низкого давления — это много воздуха почти с холостых. А воздух нужно перемешать с определённым количеством топлива — иначе смесь не будет эффективно гореть. Тут на мизер пережимаешь газ, там — и вот уже ЭБУ «доливает», компенсируя «лишний» воздух. Да и возможности фазовариаторов не безграничны — тем более, когда на них висит ещё и турбина: переменных , влияющих на правильное и эффективное смесеобразование/сжигание, гораздо больше, чем в атмосферном варианте. Вот и кушает турбомотор на практике побольше.

    • Приветствую, Андрей! А я в Питере только что был , а в понедельник опять еду. Был 4 денечка в подобии отпуска, но мне на погоду повезло. На Вольве, кстати, прокатился, только ехал через ПУстошку — иначе глупо. А обратно сдуру все-таки решил по М10 — думал, суббота, праздники… Даже через Волочек прокатили спокойно, однако же подъехали к Солнечногорску — и плюс 2,5 часа… В общем, любые объезды про времени дают то же самое, однако не стоишь, а едешь, что лично для меня куда приятнее. А насчет «экоралли» я и не спорю, но попробовать очень хотелось. Хотя надежд было мало: компьютер после полной заправки ни разу не показывал мне оставшийся путь длиннее 1160 км… даже при относительно пустой дороге. Через Псков, конечно, можно сунуться, но туда-сюда керосину не хватит…

      • Здравствуйте, Михаил Владимирович!
        А мы с друзьями в свой «мини-отпуск» отправились в Тулу, на фестиваль «Автострада-2014». Когда ехали туда, М10 поразила небывалыми пробками, но, к счастью, во встречном направлении. Наш поток хоть и вставал иногда, но не «наглухо».
        Обратная же дорога (вечер-ночь сб/вс) удивила не меньше: М10 оказалась вообще пустой, пролетели с ветерком.
        Сам фестиваль очень понравился, неплохая замена почившей «Автоэкзотике». Но далековато, для ретро-автомобиля 900 км — это уже подвиг… Хотя, два экипажа из Питера (ГАЗ-24 и ИЖ-21251) это расстояние преодолели. Мы тоже хотели ехать на 24-ке, но не рискнули…

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *