Электромобиль: сегодня и завтра

28.07.2014 в Без рубрики 2 968 130

_YAK9814
Я – за электромобили. Сто раз об этом писал и пока что от своих слов не отказался. При всем моем понимании того, что сегодня для частника это забавная игрушка и не более того. Буду подобно боярыне Морозовой держать нужное количество пальцев – см. картину Василия Сурикова.
Повод для очередного упоминания электромобилей подал Алексей Вадимович Воробьев-Обухов, который по старой привычке опять нарыл в недрах Сети нечто интересное.

AR-140729955

Перед вами – табличка по продажам электромобилей в Германии (электроверсии разных моделей).
Тем, кто не понял юмора, сообщаем: количества указаны не в тысячах штук, а в штуках! То есть совсем мало… Эти данные были опубликованы в газете «Аутомобильвохе».
Совсем грустно. Не ценят немцы машинки на батарейках… Пока не ценят.
Впрочем, очень может быть, что еще долго не будут ценить. Неутомимый Алексей Вадимович поясняет: г-жа Ангела Меркель подписала что-то такое, смягчающее перспективные – 2020 года – требования к выбросам СО2. И теперь оказалось, что их легко выполнить безо всяких электрокаров. Т.е., если раньше они ставили цель к этому году продать миллион, то теперь вряд ли стоит даже об этом говорить – никому они по большому счету оказались не нужны.
А вот еще одна умная картинка на ту же тему. Страна та же.

CO2emissionen

Тут показаны выбросы СО2 на один выпущенный каждым концерном автомобиль. Это они складывают выбросы всех авто вместе и делят на количество штук. Была поставлена амбициозная цель достичь к 2020 году по этому показателю 95 г/км, но, похоже, что-то пошло не так.
Насколько мы с Вадимычем помним, ЕС обязалось снизить выбросы от всех источников СО2 с 1990 до 2020 года на 20%. Автомобилям, как части загрязняющего процесса, установили планку в те самые 95 г/км. Эти 20%, вроде бы, средние по ЕС, а Германия первоначально взяла на себя обязательство снизить на 40%, но теперь передумала. А потому до обязательного внедрения электромобильчиков в широкие народные массы кто-то уже и не доживет…
Впрочем, перспектива частных машинок меня особо не интересует. А вот общественный транспорт просто-таки обязан быть суперчистым во всех смыслах слова. То есть, скорее всего, электрическим. Не педали же всей толпой крутить… Хотя велосипеды сегодня и внедряются в наше сознание.
Но это я уже многократно говорил…

129 ответов на Электромобиль: сегодня и завтра

  1. А нет альернативы поршневому ДВС…

    • да в том то и дело что поршневой ДВС уже на грани изживания самого себя, попытка повысить его КПД лишь усложняет конструкцию и делает ее более ненадежной.
      Будущее — за электромобилями, увы, мне тоже это не нравится ,но все же.
      И не надо говорить что для электромобилей нужно сжечь уголь, чтобы получить эл-во. ДА! Это так — но КПД электродвигателя Намного лучше чем у дизеля и тем более у бензинового ДВС.
      и не надо говорить что электромобиль надо подзаряжать…
      Все дело в инфраструктуре и технологиях.
      Вы же не возмущаетесь что обычный автомобиль надо заправлять а
      смартфон подзаряжать от сети, иначе он перестанет работать…

      • Во всяком случае, та же солнечная энергия практически дармовая. Не умеем ей пользоваться — это вопрос второй… А вот сжигать все подряд — за это убивать надо. Как Прометея.

  2. Это ещё когда я читал, что мощность всех автомобилей превышает мощность всех земных электростанций. Да и электроэнергия откуда берётся, опять же…

    • Я на эту тему много раз высказывался. При прежнем числе автомобилей количество потребляемой ими энергии даже уменьшится! Даже если предположить, что электричество будет вырабатывать сжигаемый уголь. Только этого допустить нельзя — глупо получится. А вот разного рода солнечные батареи давно тыкают повсюда. Собственно, Маск это уже и делает.

  3. Целиком поддерживаю электромобиль! Отсутствие двигателя внутр. сгорания, коробки передач, коленвала и пр. железа, только эл. двигатель — ломаться нечему!!!
    Дешёвая заправка — дополнительный плюс.

    Что мешает: отлаженное производство двигателей внутреннего сгорания, переработка нефти на бензин, сети заправок и т.п. Все это будет тормозить внедрение эл.мобилей, заменяя их суррогатами — газ, водород и т.д.

    • Да это аргумент ! Ломаться нечему . Так просто запас хода зимой кончится где то под городом , и все. А в остальном все хорошо прекрасная Маркиза.

    • Ну, ломаться нечему, это как сказать. Современный электромобиль это далеко не электрокар полувековой давности. Там сложная высоковольтная силовая электроника управления этим самым электромотором, а не реостат с педалькой, как в швейной машинке. Напряжение аккумуляторов преобразуется в переменное, да часто еще и с изменяющейся частотой. Вылетит копеечная деталюшка, и на буксир!

      А что касается дешевизны электричества, так это пока спроса на него нет такого. Как только появятся электромобили в значимом количестве, цена подрастет. Кстати, уже сегодня у немцев электромобиль можно заправить по двум тарифам: дома по обычному, но за ночь, или на дороге вдвое дороже, но за полчаса.

      Кстати, и об инфраструктуре пару слов. За полчаса, это значит ток в сотни ампер при напряжении 400 В. И вот представьте себе электроАЗС, у каждой «розетки которой» машинки простаивают по 30 минут. Сколько надо тогда этих колонок и какой должен быть подводящий энергию кабель! Никакие нынешние электроподстанции не выдержат, так что еще и их строить придется. Это ведь дилетантский взгляд, подумаешь, провод с розеткой кинуть, да хоть на каждый столб. Розетки, кстати, должны еще уметь и денежку принимать, и кулоны отсчитывать!

      Иногда сетуют на аккумуляторы, мол, и емкость у них маловата, и заряжаются медленно. Но даже, если эту вековую задачу решат с помощью нанотехнологий, то закон сохранения энергии не обойти. Чтобы закачать необходимые киловаттчасы за пару минут, придется иметь дело уже с токами в тысячи ампер или с напряжениями в киловольты. Так что массовая электромобилизация сродни настоящей инфраструктурной революции, потребующей гигантских инвестиций.

      • Вот я за такую революцию и выступаю. Опять-таки, начиная с общественного транспорта. Частный пусть помирает.

        • А что с него начинать, если он уже имеется? Есть трамваи, троллейбусы, электротяга по ЖД? Зачем общественному транспорту большая мобильность?

          • Однако все вопят: долой неповоротливые троллейбусы — давай, мол, маршрутки! И провода улицы не красят — паутина постоянная висит над головой. К тому же у такого транспорта есть огромный недостаток, с которым лично я очень часто сталкиваюсь? где-нибудь на Чистых прудах какой-то урод бросает машину на рельсах, а из-за этого у Павелецкого вокзала и, грубо говоря, у Университета все трамваи стоят: им ехать некуда.

          • Терпеть не могу маршрутки. Тесно, небезопасно. А по уродам надо просто плотнее властям работать.

          • был на прошлой неделе в очередной раз в штутгарте. и уже давно сложилось твердое убеждение, своя машина там не нужна, даже электромобиль. у немцев, как правило, есть служебное авто или берут напрокат по необходимости. за служебный автомобиль класса ауди а5 придется мириться с вычетом из зарплаты 500 евро за езду из дома — домой…

        • То есть недавнее желание делать себе электромобиль пропало!?

          • да нет, почему же… Очень хочется, но это абстрактное желание, потому что я понимаю: не потяну… ни места, ни времени, ни полного набора способностей. Поэтому делаю себе очередные часы — вся редакция бегает смотреть :)

      • Всё правильно. Насчёт закона сохранения энергии. И дешевизна это призрачна. Как только, так сразу…

  4. Видел по ТВ «Теслу», хозяин продемонстрировал кучу интересного… Ну очень впечатлило!! ( хотя в данный временной промежуток я не являюсь приверженцем «Электро»). А вот в Кисловодске ни разу не видел Электро -«Жигулей», так страстно разрекламированной рекламе при их дарении губернатором края. Может электричество кончилось?

    • Было бы странно, если бы увидели. Сегодня это игрушка. Хотя я писал о том, что пересадил бы на них чиновников, причем начать надо с Президента. Так обычно быстрее что-то получается:)

  5. Пока печка на ископаемых греет, человечество искать другие источники не начнет. Уж слишком много всего завязано на добычу. Экономики, люди, империи).

  6. Собянин посетил мою бедную Покровку, которую сейчас активно перестраивают! И заявил, что «В перспективе здесь пройдет троллейбус на автономной тяге, на аккумуляторах. Здесь не будет проводов контактной сети»… Во как!

    • Данный господин уже давно стал пресс атташе мэрии Москвы. Засветился, что то рассказал, Я МЭР. Я РАБОТАЮ…….
      Только вот мусорки по всем соседним дворам полные, последних трезвых дворников выгнали (требовали свои заработанные) пришли откровенно бездельники. Полный провал с закупкой лекарств для инвалидов (иммуно подавляющие препараты). В подвалах (измайлово) снова появились крысы. Метро, ну сами знаете. Зимой снег лежал без уборки более 20 дней.
      Кто выбирал? Кого бы не спросил, все на даче были или не в Москве. Так что его слова одна болтовня в последнее время. Но мы то все за Украину волнуемся, нам под носом не видно.
      Накипело. прошу прощение, что выразился в Вашей теме.

      • Да ничего, у меня тоже много чего накипело… Постоянно жалобы шлю всяким добрым людям. Другого метода борьбы просто не знаю. Иногда помогает…

    • отличное кстати решение — и экологично и не будет простоя остальных троллейбусов из-за того, что предыдущий встал…

    • Ой, я так бегло прочитал и мне показалось на АТОМНОЙ тяге!!!!! Ну ни себе фига!!!Перечитал, слава Богу — показалось……….

    • Вообще термин «Троллейбус на автономной тяге» звучит забавно, ну да ладно. Тролли-то у него будут, али нет? Если доживу, то прокачусь и расскажу, что видел!

      • Польская компания Solaris получила из Испании заказ на первые 6 троллейбусов Trollino 12. Они выйдут на маршруты в городке Кастеллон де ла Плана – единственном в стране, где есть контактная сеть для них. Впрочем, и она «дырявая»: кое-где троллейбусам приходится прижать токосъемники к крышам и ненадолго превращаться в автобусы. А точнее в электробусы – энергию обеспечат мощные аккумуляторы, а не бензобак. Вот как раз точки перехода с одного вида энергоснабжения на другой и доставили разработчикам наибольшую головную боль: заказчик потребовал, чтобы водителю не надо было покидать свое рабочее место. Специальная автоматическая система Optiboard сама опустит и поднимет токоприемники, точно попадая в провода.
        Устроено все с помощью видеокамер, контролирующих и корректирующих процесс и подающих водителю наводящие сигналы. На концах контактной сети на протяжении около метра, над проводами установлен этакий «конек» и штанге нужно попасть только в него, а дальше уже сама соскользнет на провод. Т.е. требуемая точность уже составляет десятки сантиметров, а не миллиметров.

        • Добавлю, что есть и еще одна концепция: вот такие электробусы используют вообще без контактной сети. Точнее, ее кусочки сделаны только над остановками, на которых обычно входит выходит много народу. Пока идет посадка-высадка, батареи подзаряжаются настолько, чтобы хватило до следующей точки. А это лишь несколько минут хода. Т.е., не нужны очень дорогие и емкие батареи и не нужно заряжаться по нескольку часов. Все происходит незаметно для движения!

          • Ю. Мацкерле описАл такой троллейбус, только вместо аккумулятора на нём был установлен супермаховик. Реально функционировал, по моему в Швейцарии, но могу и ошибиться

          • А какова себестоимость такого транспорта? Не дорого ли выйдет?

      • У нас вообще убрали и троллейбусы, и трамваи…

  7. А сколько в Москве трамваев было!!! Причем на очень востребованных маршрутах. Вспомню ту же Трубную. Убрали трамвай и туда лет 30 не на чем было добираться вообще. Сейчас хоть метро вырыли…

  8. Насчет себестоимости. Первые цветные телевизоры в СССР были не по карману — 1200 руб! Простенький ч/б «Рубин» стоил рублей 200… И тогда писали, что себестоимость высокая, потому что никто не берет, а не берут потому, что цветного вещания еще нет — ну и так далее… Потом все как-то устаканилось потихоньку.

    • А еще потом построили в Москве завод Хроматрон и завалили цветными кинескопами, они сразу резко подешевели. А еще потом завод превратили в супермаркет, все оборудование повыкидывали, всех сотрудников повыгоняли и теперь у нас нет не только кинескопов, но и ЖК-матриц. Какое счастье, что не поругались пока с Китаем! Без телефонов не останемся.
      Вообще, у нас было немало весьма достойных производств: Красногорский оптико-механический завод, ЛОМО, вспомните наши фотоаппараты и объективы — они даже на всемирных выставках призы получали.
      В магазинах было полно наших транзисторов и микросхем, но в какой-то момент всё не только резко стало отставать, но и вообще прикрылось.
      Возможно, это было правильно чисто экономически, но теперь имеем то, что ничего не имеем!

      • А вот санкции и подоспели как раз! Подождем, пока русский дурак все покидает в костер, а потом и обрадуем…

        • Я вот иногда фантазирую. Допустим объявили нам полную блокаду. И от нечего делать решили снова клепать карбюраторные «Жигули» — чертежи-то сохранились:). Надо же на чем-то ездить. Так вот, не уверен, что смогли бы вновь выпускать все комплектующие к нему — разорено столько заводов в этой отрасли, скажем, по автоэлектрике… Не, ну с китайцами-то запросто, а вот полностью сами, начиная от выплавки стали?
          В обычное время это, конечно, никому не нужно, глобальное разделение труда и т.п. Но видите, как оно поворачивается, когда приходится платить за независимую политику!

          • Да, я об этом тоже думал. Но жигули делать уже точно никогда не будем. Я же именно поэтому и пишу про эти самые электромобили, что их можно начинать делать С НУЛЯ! И хоть сегодня. Может быть, вспомним слово «Промышленность». Кстати, его кажется Луначарский придумал…

          • Ну уж насчет стали можете не переживать, она у нас есть и в достаточном количестве, это я вам как работник крупнейшего металлургического предприятия в России говорю. И делать можем даже хорошую! Пример: мы поставляем автолист как на АвтоВАЗ, так и на КИА, так вот это две разные плавки, нам по упрощенной схеме, без вакуумации и т.д. (меньше очистка от вредных примесей), а им с добавлением легирующих элементов (титан и прочее) и по полному циклу. БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ, а людьми, ресурсами и идеями НАША СТРАНА ПОЛНА.

          • Хоть что-то хорошее услышал — слава Богу!

          • нет. невозможно это принципиально. как пример: в войну на оборонном заводе в саратове основное технологическое оборудование было германским и из состава пленных немцев из-под сталинграда особисты выбирали станочников и наладчиков для работы на этом оборудовании…на вазе до сих пор литейное и обрабатывающее оборудование — это италия, германия, швейцария. были еще при союзе жалкие попытки уйти на ивановское станкосторение, но все провалилось. как и само ивановское станкостроение. :-((

          • Ну, на экспорт их станки все же шли!

  9. Экономика должна быть экономной. Это я к тому, что внедрять электротранспорт директивами — глупо и следовательно бессмысленно.

  10. Никогда не слышно «элиты» по поводу общ.транспорта, либо они против развития России. Против Собянина ничего не имею.

  11. Конечно электричество по проводам проще передавать чем газ или нефть по трубам. Электричество есть везде где люди живут, а вот например газ у нас даже в черте города в частном секторе есть не везде. Бензин на АЗС нужно подвозить бензовозами, а для электричества достаточно кабельной линии и трансформаторной подстанции. В принципе наверное за электромобилями будущее, хотя лично мне ДВС нравится гораздо больше, но на наш век хватит и тарахтящих авто, а вот внуки и правнуки скорее всего их только в музеях увидят как мы сейчас видим паровые машины, а ведь совсем недавно паровозы и пароходы были банальной повседневностью и вполне всех устраивали. Как только научатся упаковывать много электричества в маленький объем и упаковывать быстро так революция и свершится. Как пример можно сравнить современные компьютеры и те что были 20 лет назад. Так же будет и с аккумуляторами как с микросхемами, придумают какую-нибудь технологию с помощью которой и произойдет прорыв в этой области. Будет батарейка от часов вмещать энергии столько сколько сейчас умещается в автомобильном аккумуляторе. Я думаю это дело ближайшего будущего.

    • А как вам может ДВС больше нравиться? Чем??? Только уйдем в сторону от того, что батарейка быстро пока что садится. У него преимуществ — НОЛЬ!

      • Полностью согласен, электродвигатель с той же мощностью, что и ДВС будет обладать большим крутящим моментом и доступным с самого низа и не нужно будет раскручивать мотор, чтобы он тянул (хотя везде есть свои ньюансы), На работе пользуюсь электротележкой (болгарская ЭП 011.2, АКБ свинцово-кислотный, тяговый электродвигатель постоянного тока мощностью 3,6 кВт, это около 5 л.с., так вот снаряженная масса ее 1750 кг, берет 3 тонны груза, динамика разгона до 25 км/ч такая что ни один ДВС такой же мощность с не идет ни в какое сравнение с ним, и это устаревшая конструкция (контакторная), а если сравнивать с электротележками с импульсными регуляторами, то тем по удобству управления вообще не будет равных! Жаль, что на АвтоВАЗе сгинула идея их электро «Пони»…

        • Ну, это же была явная игрушка — так сказать, попытка заявить о намерениях. Слепили из того, что было, дабы по выставкам потаскать — и все, в общем-то.

        • Что значит ни один авто с такой же мощностью не имеет сопоставимой динамики?
          Мощность это произведение крутящего момента на обороты вала двигателя с учетом коэффициента пропорциональности, поршневой, роторный, дизельный, электрический не важно!
          Динамики разгона на 5лс моторе можно добиться за счет передаточных чисел трансмиссии, до тех де 25 км/ч и все, на этом разгон такого болида скиснет. Другое дело, что крутящий момент двс напрямую зависит от количества воздуха, попавшего в цилиндры, естественно с правильным смесеобразованием, и на том же атмоматоре в силу газодинамических законов он не может быть практически постоянным во всем диапазоне оборотов.
          5лс -это всего лишь максимальное значение мощности, а для динамики важнее не одна точка этого графика, а площадь под кривой мощности, здесь у электромотора очевидное преимущество над двс.

      • Думаю в общем итоге в современном ДВС мы сожжём углеводородное топливо с большей эффективностью, чем на тепловой станции (хотя там КПД конечно же выше чем в ДВС, потому как при постоянном режиме сжигается), однако преобразование электроэнергии при транспортировке, зарядке, потери в э/двигателе, значительно снизят этот КПД. Конкретными цифрами не владею, конечно. Это при том, что не учитываем несовершенство нынешних батарей с малым запасом хода, устаревшие и перегруженные генерирующие мощности. Про Чернобыль и подумать страшно. Проблемы зимней эксплуатации…
        И, вообще, есть у меня соседи, выбросят ненужную вещь на лестничную площадку от себя подальше а кто-то должен дальше до мусорки снести, так и сторонники электромобилизации — пусть мол у нас в Москве будет чисто, а где то там, подальше пущай дымит, над нами не каплет

        • С самого начала говорил, что я против ТЭЦ. При чем тут Москва-то? И, кстати, а нефтеперегонные заводы где расположены?

          • Против ТЭЦ, но за электромобили. А где ж тогда энергию брать? Как её доставить до потребителя в лучшем виде? Может ещё рек наперекрывать, позатопить кладбища, деревни неперспективные. Вы же прекрасно понимаете, что сегодня основные её поставщики это ГЭС, тепловые и атомные станции. Проблема электромобиля не в малоёмких АКБ с малым запасом хода — это проблемка, проблема в том, что нет на сегодня развитой инфраструктуры и дешёвых, экологически-безопасных источников энергии для использования этого вида транспорта.

          • СОлнечные, атомные, приливные, хрен знает какие! По все Европе крыши блестят на солнышке — -батареи солнечные греются…

          • C атомными всё ясно, даже в образцово-показательной Японии, а уж при нашем бардаке… На Украине ещё есть, кроме Чернобыля несколько, там ракеты баллистические летают. Приливные — вдоль берега, северный берег в основном льдом покрыт, а солнечные… Можно конечно помечтать, тучи самолётами разгонять, хотя все равно зимой светлое время в 4 часа заканчивается, а на Севере вообще белые ночи. А вот «хрен знает какие» — это и есть основная проблема.

          • Если не мечтать и не думать, то и жить незачем. По-моему —так.

          • За первое полугодие 2014 года структура выработки электроэнергии в РФ следующая:
            Аэс — 16%, гэс — 17%, тэс -67%. Тем самым с выбросами парниковых газов где -нибудь в Подмосковье усредненно работают 2/3 электростанций.

            Интересней другое: сейчас годовая выработка электроэнергии по данным Минэнерго порядка 1,08 трлн кВтч.
            На сколько ее нужно будет увеличить, чтобы хотя бы все легковые автомобили на электротягу перевести?))
            В 1,5-2-3 раза?

        • разумный на сегодня путь — это водородный поршневой ДВС, топливо — смесь водорода и кислорода из баллонов. там на выходе только вода и очень немного бенз-альфа-пирена от выгорания масла. нет ни СО ни СО2 ни НОх, ничего, только вода…там степень сжатия можно поднять до 14 единиц и КПД выростет до 45%. на заправке — только замена баллонов.

          • А водород где брать? Можно электролизом получать, можно из метана. Вот только электричество нужно для электролиза, причём энергии больше затрачивается на электролиз, чем затем выделяется при сгорании, ну а метан эффективнее сжечь в цилиндре двигателя. А, забыл, ещё есть коровьи лепёшки…

          • С лепешками вообще было бы здорово. Разводить свиней или коров, выращивать траву или что они там едят, переводить в мясо и в топливо. ИСточники возобновляемые вроде как… И абсолютно экологически чистые.

          • В мою бытность учащимся Челябинского автотранспортного техникума был у нас выдающийся преподаватель Георгий Васильевич Механошин. Букву «р» он нечётко выговаривал и рассказывая про автомобили, работающие на коммунальном газе, предупредил:
            «Едет автобус и тут утечка топлива… И пассажиы начинают пееглядываться…»

          • Дошло. Хотя и не сразу — секунд через 30…

      • Можете назвать меня ретроградом, но я считаю, что мотор должен работать (т.е. тарахтеть))), а электрички бесшумные. Кстати я слышал в европах и америках пешеходы шибко пугаются когда к ним неслышно электромобили подкрадываются )))
        ДВС мне нравится своими живыми звуками, хотя понятно, что электромотор гораздо эффективнее, даже троллейбусы иногда так со светофора стартуют, что например бешенные газели от них отстают, а это ведь технологии прошлого века.

      • Только Япы на своих «Приусах» специально по началу ставили имитатор работы бензинового двигателя (дым из выхлопной «валил» !)))), а то граждане не понимали работает машинка или как ???))

    • О яйце и курице. Тут возникает этот самый парадокс. Давайте представим, что все технические и экономические проблемы решены и у нас есть недорогой электромобиль с приемлемым пробегом и временем зарядки. Ну, т.е., должен пойти на ура. Но люди не начнут покупать, пока не появится в достаточном количестве станций быстрой зарядки. А станции не начнут повсеместно строить, пока нет для них миллионов электромобилей — не стоять же им пустыми. Примерно такая вещь происходит с авто на сжатом газе. Ни производители, ни газовики не хотят делать ПЕРВЫЙ шаг. И хорошая идея так и остается в зачаточном состоянии. Вот здесь ситуация, когда рынок не работает, должно сработать государство, выделив очень долгие кредиты на развитие инфраструктуры. А денег вечно не хватает, вечно есть что-то более близкое по срокам. А мыслить стратегически «элита» не умеет.

      • Электромобилям проще чем газомобилям. Баллон дома из газовой плиты не заправишь, а батарейку можно и из обычной розетки зарядить. Кроме того зарядные станции для авто энергетики могут прямо рядом со своими электроподстанциями размещать, там то уж всем электричества хватит. Как я уже выше писал — с электричеством в итоге гораздо меньше мороки чем с газом и жидким топливом.

        • Вообще то, надо различать сжиженный газ и сжатый газ, так вот сжатый с помощью компрессорных станций легко получают в домашних условиях в Финляндии, Швеции и т.д. А вот сжиженный (пропан-бутан) уже не получишь. Я езжу на пропан-бутане и очень доволен.

  12. мне для ежедневной езды с запасом хватит запаса хода километров так тридцать, скорость до 50 и размера примерно как у Оки, давно подумываю соединить воедино два китайских электроскутнра и накрыть их крышей обойдется тысяч в сто…. почему никто не делает такие машины?

  13. Во всëм нужна политическая ВОЛЯ!
    Когда появились первые автомобили, заправочных станций ВООБЩЕ НЕ БЫЛО. Бензин или керосин в скобяных лавках покупали.
    А конезаводчики смеялись. Ведь у них было преимущество в развитой сети сменных станций, ночлежек и т.д. Но время показало, что автомобиль УДОБНЕЕ!
    Такая история и с электроавтомобилем.Он тоже удоьнее.Да, есть недостатки, но они решаемы
    А электроэнергию можно не только из угля получать.
    Почему-то все забывают о потенциале ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ.
    И это может оказаться мощнейшим импульсом к модернизации ВСЕЙ страны.
    Но нужна ВОЛЯ, а не желание как-то где-то отсидеться в высоком кабинете

    • Вот! Значит, когда развивали первоначальную сеть АЗС, то на западе прозорливый бизнесмен мог легко взять почти халявный кредит лет на дцать, не думая при этом, что к нему заявятся невежливые люди и потребуют им платить, или вообще отдать имущество, что придет вдруг стая жадных контролеров или чиновников, которым срочно понадобился вот этот самый пятачок земли… В общем, даже, если бы прибыли он так и не дождался, оставлял задел детям.
      В СССР автомобилизация началась с грузоперевозок и стала делом государственным. Да еще в те самые годы. Партия сказала — надо…
      Вот и сейчас только государство может решиться на такую перестройку. Бизнесмены долгих денег не получат, вперед на много лет смотреть не будут — им нужен мгновенный оборот с немедленной прибылью процентов в 50. Остальное не интересно.

    • В том-то и дело, что без указания царя-батюшки это не сдвинуть.

    • Потому, что 1кВт установленной мощности на ГЭС стоит в разы дороже чем на той же угольной или газовой ТЭС.
      Много Вы ГЭС знаете в нашей необъятной стране, которые были построены после 1991 года?)) то-то! Капиталисты деньги считают и оценивают где их быстрее отбить, тем более в масштабах строительства электростанции))

  14. Электромобиль-это отличная идея,но только при наличии отдельно стоящего гаража-как в относительно малых городах.
    Дело в том,что я специально засекал по спидометру,что для поездку на работу и обратно,да ещё и в магазин заехать-достаточно 30-40км в день.Где-то читал про 60-70 — видимо город больше.Так вот если осуществить идею подзарядки от ветряка стоящего на гараже,то получается,что за ночь он как раз электромобильчик «надует-зарядит!»-днём поездить хватит.Считайте бесплатная энергия!Только нефтяные олигархи,мягко говоря,будут не в восторге.Ну а если нужно куда дальше съездить-завести обычный поршневой-2 автомобиля-а что,было бы где ставить.Но так как основной километраж накручивается по городу-экономия реальная,идея в самый раз!И вот малые города,разные «деревни» рулят!Как раз и народ победней и места побольше.Типа домика частного сектора с огродом,дачи,коттеджа…Можно на крышу гаража и в гаражных обществах пристроить в городах побольше.Только,разве что,в мегаполисах такую идею осуществить трудно.Помню в журнале «юный техник» ещё в 80е годы была рубрика-«строим пионерскую ГЭС».И вот там идея использовать для ветряка 4 «полубочки»была-ветряк работающий по принципу анемометра,на вал которого можно насадить хоть водяной насос для полива,хоть генератор.Потом позже была опубликована версия этой идеи для отопления уже дома!Эту-то идею можно и для подзарядки использовать-мощности должно, даже по грубым расчётам, с запасом хватить.

    А все эти ограничения выбросов парниковых газов,направлены на снижение потребления топлива,так как выброс СО2 пропорционально связан с расходом топлива.Как следствие этого уменьшения объёма импортируемого энергетического сырья из маргинальных стран с не очень справедливыми политическими строями,дабы не обогащать маргинальную элиту этих стран чёрти куда тратящих получаемые миллиарды от торговли,и чтобы снизить зависимость от них.Вот и вся «экология».

    • Согласен, в качестве второго авто — игрушки для лета пойдёт. Каждому во ветряку и ударим автопробегом…!

      • Более того, именно такую схему использую сейчас, только, к большому сожалению, оба авто — бензиновые. По городу — компактный отечественный автомобиль с малым расходом. Для выездов на природу и на дальние расстояния — побольше, по-проходимей, наполовину отечественный, сами понимаете какой :) Да и вообще, для семьи такая схема оптимальна, с учетом того что сам ремонтируешь всё, как я например. Один можно чинить не спеша в свободное время, на втором ездить. И если второй автомобиль я бы оставил, то первый с удовольствием поменял бы на электро. А если еще и налоговые льготы и парковки бесплатные для электро — то вообще безальтернативный вариант.
        С ветряками идея конечно бессмысленная (шум, вибрации, наличие ветра, цена вопроса — это все минусы ставящие крест), с солнечными батареями такая же ситуация, их отдачи хватит только на пару ламп. А вот розетки во дворе вполне можно использовать в переходный период. Тем более многие их давно используют зимой для подключения электрогрелок ОЖ (в разы дешевле и безопаснее чем эти дурацкие вебасты/теплостары, горящие как спички).
        В общем идея реализуема и рентабельная уже сейчас (даже, я бы сказал, уже давно), но НЕТ электромобиля, дешевого, и относительно простого и надежного.

        • Согласен во всем. Добавлю, как дятел, только одно: если его не создавать, то он никогда и не появится. Или мы опять будем платить за него Обаме, Меркель и еще кому-то…

          • Так ведь сделано уже давно. Товарищем Маском. Основная проблема одна — цена, сопоставимая с ДВС-премиумами, типа TLC200. Причем я не сомневаюсь что убрав во-первых наценку за премиальность, пошлины (сборка на нашей территории), упростив отделку, материалы, убрав половину или даже больше батарей (зачем в городе запас хода 400км? согласен проблема зимой, но настоящая зима у нас сейчас в европейской части от силы 2-4 недели) и взяв менее мощный двигатель, можно вполне довести ценник до человеческой величины. Станции быстрой зарядки у нас уже не редкость. И не забываем про такой немаловажный факт — ночью в городах резко сокращается потребление энергии, а генерация на ТЭЦ,ГЭС,АЭС никуда не исчезает. Так что в ночное время уж точно есть куда расти загрузке электросетей.
            Вопрос в другом — в одиночку Маск ни за что не потянет «народный» электромобиль, он уже от отчаяния вон раздает патенты всем желающим. Да только боюсь союзников он не найдет по известным всем причинам. И через 20 лет, я уверен, нам всё еще придется ездить на литровых дауншифтовых одноразовых движках с нормами Евро10, возможно на CNG, ввиду дефицита нефти.

    • Ну, может быть, что и так…

    • Ветряки в «германиях» уже давно используются, скажем так, на хуторах. (А есть и гигантские — на целые поселки) Да, есть районы, где они почти всегда в работе. Но пока уже отмечены два недостатка: во-первых, оказалось, что мощный ветряк довольно сильно шумит — не уснешь рядом. А во-вторых, вся эта система, которая, кстати, должна стабилизировать частоту и напряжение независимо от сил ы ветра стоит очень и очень недешево. Ну, скажем, как тот же электромобиль.

      • Вообще «германии» в этом деле молодцы, подают пример, но боюсь мы не всех их подводных камней знаем. Например, глядя на диаграммы «цена — диаметр лопастей — сила ветра — отдаваемая мощность» вообще печально становится. В наших местностях (ЕТР) окупаемость если и когда нибудь наступит, то очень не скоро. Длинных кредитов/льгот/возможности отдавать излишки обратно в сеть у нас нет, а у них есть. Кроме того из минусов не только шум, но и вибрации крайне опасные для здоровья. Большим ветрякам, я думаю, самое место в прибрежных ветренных районах, а от мелких толку все равно нет. Другое дело солнечные батареи. Вот их надо развивать что есть силы. Пускай КПД растет не так как хотелось бы (а в случае с гибкими тонкопленочными так и вообще снижается), но главное цена падает. Пока недостаточно чтобы поставить у себя на участке пару десятков кв.метров батарей, но оптимизм кой-какой вселяет на обозримое будущее. Остается только решить вторую глобальную проблему — недорогой (в обслуживании) накопитель энергии для ночного времени и можно отключаться от центральной сети.

        • Скажите, вы на своем дачном домике на крышу иногда посматриваете? Ну, зимой она всегда под снегом, а летом — такая уж чистая? Без листвы, пыли и грязи? Если вместо кровельного железа там будут панели солнечных батарей, их придется регулярно вылизывать. Это — раз. А зимой вы в городе живете? Тогда вряд ли найдете крышу по весне — стоимость панелей так высока, что вряд ли они без присмотра пролежат до приезда хозяина! Это — два. В нашей полосе так ли много солнечных дней? В облачную погоду отдача практически будет равна нулю — проверяли в ЗР. То же ближе к утру и к вечеру. Это — три. Здесь вам не Калифорния!

          • Во-первых я же написал «пока недостаточно» и тенденции наблюдаются, т.е. с батареями которые можно сейчас купить разумеется делать нечего. Во-вторых, в наших широтах никто их ставить на крышу не собирается. На земле только, и разумеется чистить. Вопрос воровства не рассматривается — эдак можно вообще ничего не делать.

  15. Отвлекусь немного от темы. Возникла мысль, что захожу сюда только для того, чтобы почитать уважаемого Михаила Колодочкина и комментарии. Только в этой рубрике, только в обсуждениях его статей, можно встретить здравый смысл у автора и живой ум у собеседников. Узнать что-то новое и свежее, хотя пишет он чаще о прошлом. А вот все остальное, окружающее нас в этом электронном журнале, упало далеко ниже уровня, достигнутого «За рулем» за почти 90-летнюю историю. Читать противно! Позор редакции и всем новым «зарулевцам». Разве я не так?

    • Спасибо, Артур… Насчет собеседников вы правы! Но все же я пишу не только о прошлом — просто потягивает иногда:) И те же электромобили — какое уж там прошлое… Если, конечно, забыть про то, что они появились раньше автомобилей, но так на прежнем уровне развития и остались:)

    • Солидарен полностью, с интересом и удовольствием читаю статьи.

  16. Отчасти Вы правы,но не совсем.Лично я читаю журнал ВЫБОРОЧНО.Всё же есть интересные статьи.Вот за этот год хотя бы взять.Экспертизу всегда интересно почитать.Есть статья про колебания состава смеси в зависимости от исправности лямбда зонда,По борьбе с оксидами азота в 1м номере статья есть-принцип действия электронных актюаторов описывается-сразу возникают мысли как их обмануть,придумать какие-то муляжи датчиков-обманки для компьютера,чтоб всё работало как надо и небыло ничего лишнего.Ну и ещё ряд статей есть.Кпд журнала снизился по сравнению с 80ми,да и 90ми годами,но,к счастью,всё же есть таки интересные темки.По-видимому веяние времени «причина снижения КПД» журнала.А про всякие «суперкары»-«мурзилки для обывателей» я тоже не читаю.Правовые вопросы почитать тоже полезно.

  17. Не, я все умом конечно понимаю, что электромобили это прогресс, развитие, да и вообще интересная штука….Но! Я из поколения ДВС и люблю этот аромат.Люблю и понимаю как это работает.

    И зря Вы так про Прометея. Тогда это был прогресс, иначе сидели бы в холоде да голоде и вымерли.

    Все наверху(и в том и другом смысле) за нас уже давно рассчитано. Пока все на земле и ближайших окрестностях не сожжем будем пользоваться, а там перейдем на другой уровень.

    • Просто есть т.н сформировавшиеся элиты-сферы влияния поделены.Так вот,если придумать что-то такое,что нарушит сформировавшееся русло течения капитала,то начнётся война этих самых»элит»-новый раздел сфер влияния.Конечно,этого они допустить не хотят-потерять кормушки.Вот и завязывают всё течение капитала на энергоносители,по всей видимости,пока всё не сожгут.

    • Нет, Прометей идиот. Как притащил огонь, так и сжигаем с тех пор все подряд.

      • Ну а что он должен был притащить?Теслу модель С?

        Чудной Вы иногда бываете:)

        • Да нет, господь с вами. Но мы сейчас в эзотерику полезем. Ничего он не должен был тащить: всевышний же не случайно был против! Человечество не должно было научиться сжигать то, что под ногами! речь как раз и шла о иной энергии, а этот «революционер» сказал «Фигня, мол!» и притащил, что не велено было. Вот и жжем с тех пор — абсолютно все. Нефть, газ, дрова, уголь. водород. Вот воду никак не научимся, как в «Кин-дза-дза»… Так что мое «чудачество» я могу обосновать.

          • Ну да, ну да. Пути Господни неисповедимы. Он сперва людей создает, потом им дерево подсовывает с яблочком.

            А если б не то яблочко, то только двое людей и ходило бы по земле.

            Так же и с Прометеем. Молодец, что дал людям надежду, но вот за это повиси.

            Видимо тут мы с Вами расходимся во взглядах кардинально.Я, знаете, люблю запах напалма по утрам.;)

    • Правильно, пока человек не съел мамонтов, ничто его не могло заставить заниматься земледелием =))
      Понимаю, что природа показывает, сколь мощна сила электричества (молнии), но нет пока второго Прометея, который показал бы , как «укротить» и использовать эту силищу.
      Использование электроэнергии от обычных химических аккумуляторов — сегодня, сродни тому, как добывать огонь трением палочки о палочку.
      Для мегаполиса сегодня электромобиль в нынешнем виде сгодится (50 км в день — обходятся без проблем).
      За пределами — увы: Россия не Европа… Как говорил один старый немец: «Когда в 1941 году мы вошли в Россию, я сразу понял, что мы «попали»: в Германии соседнюю деревню с околицы видно и порой не одну, а здесь едешь, едешь — то лес, то болото… домов не видно!»

  18. Все эти визги про кончающуюся нефть,газ ит.д. не более,чем какой-то пиар(для чего-то).А как определить кончается нефть или нет?А очень просто!Как начнут делать электромобили,альтернативные источники энергии использовать массово так значит точно-нефть ит.д. кончается.А пока рогом не шевелят-значит можно спать спокойно-в ближайшее время не кончится.А если просто говорят,то это значит только,что просто говорят и не более того.

    • А для меня-то в чем пиар? Просто я вижу явную перспективность одного направления тупик другого. И визгов, вроде бы, не издаю…

      • Вы считаете тупик заключающийся,как я понимаю,не в заканчивающейся нефти,а по другим соображениям,тем более я за электромобили.Я «заканчивающуюся нефть»считаю пиаром из того же ряда,что и «глобальное потепление».Попытка создать какой-то ажиотаж и желание какой-то группы лиц на этом спекулировать.Понятно,что такую группу лиц никто не любит как и я.Очень странно,что Вы относите себя к этой группе,вроде бы не нефтяной магнат…

        Интересно,а есть ли страны,в которых нефть была,а потом раз-и закончилась?Может как-то мимо моего внимания ускользнули?

        • Да, уж я точно не магнат. Но это стоящая идея, за которую, ка говорится, можно идти в атаку:) А на сколько лет нефти осталось, вам Яндекс подскажет . По- моему, лет на 30. Газа чуть больше.

          • А вот есть версия учёного,что не так уж и плохо всё, и нефть вряд ли закончится. Про солитоновые трубки. kompravda25.ortox.ru/publikacii/view/id/1178633

  19. Грузовые автомобили тоже с электродвигателями? Им надо ещё и груз везти, ну и батареи аккумуляторов конечно.

  20. Михаил !После Вашего волевого решения забыть про авто как личный транспорт, как Вы видите свое будущее в ЗР? Вот честно я не представляю как Вы можете теперь писать про всякие масла-бензины -фильтры с интересом ?

    • А что вас удивляет? Для меня машина всегда была источником радости, а сейчас это убивается ежесекундно. Пока мама живая, машина необходима, а когда один на белом свете останусь, тогда черт ее знает, что мне вообще нужно будет… Что касается всяких масел и бензинов, то вы не правы. Я, скажем, про дизтоплива сколько писал, но сам дизель ни за что не купил бы… Или «антидождь» какой-нибудь. Сам себе стекла этой бурдой обрабатывать не стану, но проверить было интересно…

  21. Да всё верно ! Самое интересное, что сама идея электромобиля уже давно !!!! реализована и сегодня лишь дорабатывается в зависимости от технологического прогресса в этом направлении (батареи, супер лёгкие материалы и т.д. и т.п.)! Но !!!! Все патенты и изобретения скуплены (и продолжаются скупаться) и заперты в сейфах нефте-газо добывающих компаний !!! И пока нефть и газ будут оставаться источником сверх прибыли, о массовом производстве электомобилей можно забыть !!!! А инфраструктура электро транспорта появиться очень быстро, только деньги замаячат !!!))) Как то так….

    • Я не столь категоричен. Мне кажется, нормального аккумулятора просто нет в природе, а потому в сейф запирать нечего. Кстати, ко мне обещали зайти в гости и показать новейший суперконденсатор на какое-то безумное количество фарад. Причем маленький!

      • У лучшего конденсатора на сегодня энергоемкости 4 ваттчаса на килограмм. И стоимость дикая.
        У свинцового 45. У литиевых как на тесле 225 (заявлено производителем).
        Так на каком источнике энергии будет электромобиль будущего!?

        • Конденсатор — это, вообще говоря, не совсем источник энергии, а хранитель. Типа пустой канистры. Мне пока трудно говорить об этой новинке, потому что не видел ничего. Привезут — расскажу сразу: самому интересно.

  22. Новость от зарубежного коллеги — прямо в тему:

    9 июня 2014 года от фотоэлементов поступило 23,1 ГВт*ч, что составляет 50,6% суточного потребления в стране. Несмотря на то, что это был выходной день и стояла ясная погода без единого облачка, данный показатель можно считать выдающимся, поскольку Германия не является страной с высоким уровнем солнечного сияния (подробнее об этом метеорологическом параметре можно прочитать в материале «О солнечном сиянии и его продолжительности» в журнале «Наука и жизнь»). Однако это не первый рекорд: 6 июня в период с 13 до 14 часов (район астрономического полдня) зафиксирована еще большая мощность – 24,24 ГВт. А за всю неделю (со 2 по 8 июня) получено 1,24 ТВт*ч.

    Довольно сырой климат Германии (в особенности севера страны) и ее расположение вдали от экватора делают весьма затруднительными в стране развитие солнечной энергетики. Кроме того, Германия была одной из ведущих стран по производству электроэнергии от ядерных электростанций, однако в 2011 году, после аварии на АЭС «Фукусима» (Япония), правительство приняло решение об остановке и закрытии к 2022 году всех атомных электростанций страны. Упор был сделан на развитии альтернативной энергетики, и в настоящее время в Германии установлено примерно столько же солнечных электростанций, сколько во всех остальных странах мира, вместе взятых. Даже в США общая доля вырабатываемой солнечной энергии не превышает 0,2%, хотя они значительно ближе к экватору. В отличие от США, в Германии большинство солнечных панелей ставят не в специально отведенных местах, а на крышах домов. Уже при проектировании зданий архитекторы ориентируют их крыши в южную сторону.

    В качестве самостоятельного источника энергии солнечные батареи имеют значительный недостаток – сезонные вариации, легко объяснимые сменой времен года. Однако с учетом ветряных электростанций объем производимой электроэнергии становится практически постоянным, что связано с сильными ветрами зимой. В то же время очень высокая стоимость электроэнергии в стране (второе место в Европе после Дании) объясняется дороговизной как самих батарей и их монтажа, так и стоимости проектируемых зданий: в среднем 12,82 рубля за 1 кВт*ч (для сравнения: в России 2,58 рубля, а на Украине 1,12 рубля – самый низкий показатель в Европе). Таким образом, приблизительно 7 млн немецких домохозяйств платят за электроэнергию 10% и более от своего дохода, что классифицируется экспертами как «энергетическая бедность».

    С уважением, Алексей Воробьев-Обухов.

    • Вот бы немцам ещё, как у итальянцев, Этну «подогнать» вообще бы»на халяву» электричество получали :=))

    • Все Германия потребляет 40 млн кВтч электроэнергии в год?)) это из контекста объема всей выработанной солнечными модулями электроэнергии и ее доле в общей выработке…
      Ничего с размерностью не напутали?
      Даже если и 40 млрд кВтч, то все равно это как бы маловато…
      У нас только одни РЖД в год 46 млрд кВтч потребляют!!!

      Россия вырабатывает, потребляет и теряет в своих электросетях более 1 трлн кВтч

  23. Ну вот и подходящий авто для передвижения по типичному городскому маршруту: дом-работа-магазин-дом
    http://www.zr.ru/content/articles/687727-smart-fortwo-electric-drive-son-elektrika/

  24. В 2001 году ЗР писал об альтернативе аккумулятору электромобиля http://www.zr.ru/archive/zr/2001/02/sviezhiie-idiei#40
    И подзарядка быстрая и,в случае длительных путешествий, на бензине может ездить. Два автомобиля электро- и бензо- для разных целей уже не нужно иметь.

  25. Почитал, посмотрел. Тема интересная, но интересно у меня одного создается впечатление, что стою на асфальте в лыжи обутый?

    Экологичность.
    Были тут рассуждения об необходимой энергии, и что частично проблема выбросов переносится на электростанции, но все равно, типа будет меньше надо. Почти так, за исключением, что забыли при подсчете КПД потери энергии на транспортировку( по проводам). Ну и почему то забыли про «экологичность» производства самих аккумуляторов, которые выходят из строя достаточно быстро, плохо утилизируются и прочая.
    Кроме того, есть мнение что если нынешние потребности человечества обеспечить, скажем, с помощью ветряков, то климат все одно поменяется. От солнечных батарей вроде даже немцы собираются отказываться, ибо себестоимость дороговата, да и опять же производство этих батарей чего то совсем не экологичное, уж лучше уголь.

    Практичность.
    Здесь говорилось про 30-40 км. в одну сторону, то есть про город. Город, наверное, где-нибудь в Эдеме, где ни кондиционер ни отопление не нужно, да еще и маленький. Зимой у нас в обязательном порядке нужно отопление. Жрать машинка где то в 1.5-2 раза больше бензина. Так что запас хода увеличиваем до 60-80 км. Теперь рассматриваем тенденции. Нормальный человек должен бить в Бруклине, а работать в Нью-Йорке. Поэтому проходимое расстояние увеливается до 60-70 км. С учетом отопления,кондиционирования до 150км. Цена на аккумулятор растет. Далее Электромобиль не годится для дальних поездок(?) Запас хода там должен быть порядка 500 км. Представьте себе аккумулятор обеспечивающий запас хода в 500км. Авто сейчас облегчаются для снижения энергозатрат, а здесь подарочек в виде дополнительных полтонны. Откуда вытекает следующий пункт.

    Основная проблема.
    ДВС + бензин хорошо не тем, что работает на нефти, а это чуть ли не единственная схема, которая может обеспечить максимум отношения запасенная энергия/вес. Так газ надо сжимать, откуда балоны и вес растет. Водород мало того что непонятно как хранить, так это во-первых просто еще один вид аккумулятора, а во-вторых его теплотворная способность сопоставима с природным газом. Вы будете удивлены но запасать энергию лучше в обычном маховике, чем в литий-ионном аккумуляторе(интересно что патенты по маховикам у РФ). Ищите со способами аккумулирования Энергии/кг. И все равно вес будет аццки расти.

    Почему не ОТ.
    ОТ развивать надо. Оптимальная схема может выглядеть примерно так:
    Индивидуальная доставка электромобилем(?) от дома до остановки троллейбуса(?) потом троллейбусом до метро ну и в обратном порядке, куда может вклинится скоростной поезд/самолет. авто-бас-метро-поезд-метро-бас-авто. Все части принадлежат муниципалам. НО есть проблемка и не одна. Проблема первая: не видел пока еще ни одного метро большого города, где можно было бы сесть в час пик. Проблема вторая ОТ повышает риск заболеваемости. Проблема третья обеспечение рентабельности/комфорту(не все кто может платить больше будут довольны предоставляемым комфортом). Поэтому часть транспорта все равно останется индивидуальным.

    Безопасность.
    Литий-ионные аккумуляторы горят, прям полыхают. При попытке запихать туда еще больше энергии возможны случаи бубуха как с газом/водородом. Бензин в настоящее время, наверное безопаснее. Если пробьет бак то нужно еще чтоб загорелось, а для взрыва нужны специфические условия. Если пробьет аккумулятор, то возгорание гарантировано(был недавно подобный случай с теслой).

    Перспективы.
    На мой взгляд ДВС не помер. Наиболее логично избегать потерь при торможении/разгоне, что сейчас и делается. Гибридные авто лишены многих недостатков чистой электрики. Кстати есть фирмы которые предлагают автономную зарядку для ноутбуков на основе ДВС+спирт(метиловый). То есть в качестве аккумулятора может быть использовано химическое вещество как то: спирт, газ, водород или что то новенькое с хорошей теплотворной способностью и малым содержанием в продуктах горения вредных веществ.

    С уважением
    Асфальтовый Лыжник

  26. А вот и первая информация по батаеи электромобиля тесла
    http://www.teslamotorsclub.com/showthread.php/34934-Pics-Info-Inside-the-battery-pack

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *