Волга… шестиместная
17.09.2014 в Без рубрики
4 529
41
Самый заметный автомобиль на улицах Гонконга – «Тойота Краун». Красные машинки с беленькими крышами. Это местные такси.
Любопытно, что эти седаны здесь читаются шестиместными. Три пассажира сзади, и два спереди, рядом с водителем. Конечно, когда перевозить нужно не китайцев, а тех же русских, такой номер не прокатывает. К примеру, Дима Ерыгин, мой бывший коллега, обладает способностью заполнять собой весь салон, как газообразное вещество. Китайцев это всегда забавляло, и они обожали с ним фотографироваться.
К чему я вспомнил шестиместные «крауны»? Да к тому, что еще совсем недавно единственным автомобилем «такси» в СССР была «Волга». Но мне в голову не приходило, что эта машина изначально считалась… шестиместной! Сомнения породил хорошо всем знакомый Егор Карпунин, часто комментирующий опубликованные материалы. Он и написал про свой опыт эксплуатации следующее:
«… следущей газовской поделкой через много лет стало г24. Да-да — тот самый символ престижа и достатка, автомобиль эпохи, лицо автопрома и ещё множество стандартных штампов из всё той же автожурналистики. Среднего выпуска изделие — сентября 1973-го года, официально — шестиместное, с посадкой трёх человек на переднем ряду сидений. Куплено в Берёзке за сертификаты ВПТ (ещё не чеки!) одним очень приличным человеком…»
Шестиместное? Ну не знал я этого! И так удивился , что тут же написал письмо на ГАЗ, уважаемому Александру Юрьевичу Чистякову. Тот быстро отозвался:
«Добрый день, Михаил Владимирович!
Сегодня я второй день как из отпуска и с утра все еще разбираюсь с почтой. Поэтому задержал с ответом. По 6-местной «Волге» было примерно так, как описано. Точную дату перехода на 5-местный вариант я не помню. Прилагаю фото.»
Что тут скажешь? Древние, когда им неохота было что-то доказывать, говорили просто: «Смотри!» Хотя и сейчас не понимаю, почему справа от тоннеля места должно быть больше, чем слева:)
Алексей Воробьев-Обухов - 17.09.2014
И в самом деле загадка… Возможно, считалось, что пассажиры могут посидеть и «по стойке смирно», а водителю ведь надо еще рычагом орудовать, да руль крутить!
Черт его знает, почему, но история навеяла анекдот, когда удовлетворенный инструктор говорит курсантке за рулем: «Отлично, милочка, но в дальнейшем имейте в виду, что рычаг коробки находится левее».
Михаил Колодочкин - 18.09.2014
Фи, Алексей Вадимович — вы же дворянин…
Борис - 17.09.2014
У меня такая Волга 73 года, пробег 132000 км, всё оригинал, так вот, спереди легко помещаются три человека по 80 кг
Михаил Колодочкин - 18.09.2014
А мне все равно не вполне понятно, каким образом правое сиденье больше левого, если тоннель посредине? Или оно и не больше?
Сергей - 18.09.2014
Сиденья как таковые там одинаковые, но подлокотник крепится именно к правому. Т.е. левое регулируется отдельно, а правое с подлокотником получается как бы двухместным.
Михаил Колодочкин - 18.09.2014
А пассажиры-то как умещаются? на подлокотнике? Ей-богу, не понимаю…
Сергей - 18.09.2014
Раньше люди непритязательные были. Я вот сейчас на заднее сиденье Жигулей, наверное, под дулом автомата не сяду, а ещё лет 20 назад мы ездили на пикники на дядиной «четвёрке» всемером — четверо сзади и двое на переднем пассажирском, причём как минимум два человека были немаленькими — за 100 кг. В Индии до сих пор на крышах поездов ездят. Если надо, можно и потесниться.
Михаил Колодочкин - 18.09.2014
Жигули широкие были сзади — 140 см, насколько помню…
Сергей - 18.09.2014
Широкие (для тех времён), только ноги деть некуда — упираются в переднее сиденье. Да и салон «Волги» — громадный по тем временам — сейчас таковым не кажется.
Михаил Колодочкин - 18.09.2014
Да, тут все в сравнении, конечно. Рядом с Москвичом Жигули были огромными внутри. А с Волгой вообще странно. Всегда казалось, что там сзади места полно, а когда водительское и сиденье назад подвинул, то сзади для коленок тоже не очень вольготно стало. Впрочем, сзади полный кайф возможен только в чайках каких-нибудь — чтоб нога за ногу…
vitalii - 21.09.2014
бочком,только бочком.Да,помню инструкцию тех лет,и новости в СМИ.6 мест на короткие дистанции.Газ-210на 5 мест.В 74г,кода пошла Волга модернизированная-подлокотник убрали.его не было и на 24-01-такси.Про подфарники и поворотники-написано правильно.Так и было.Вообще,все винты были подвержены коррозии и загрязнению.Вспомним зад.фонари Москвичей.А у волги-ваком году отказались-где-то с 83г-от подфарников.Не прошло и пол-года,а 15 лет с первых выпусков.Возвращаясь к Москвичу 412-сколько лет надо было понять,что модули зубьев зад.моста и КПП ,достаточных для 408,крайне слабы для 412?Сколько лет надо было для того,удлинив центр.провод,поднять катушку выше на брызговике.Сколько лет надо было потратить,всего лишь поменять шланги отопителя местами,улучшить работу печки 412/2140.Как былой подписчик ЗР с 1967,скажу,что в Советах бывалых:народ/не дипломированный.как на заводах/допер до этого значительно быстрее/до 10 лет ранее/.Автоавод даже эти идеи не мог за пару лет освоить.И это правда.Правда,далеко еще не вся.И большое спасибо Михаилу за блог,приятно вспомнить или узнать некогда забытое.»утерянное»прошлое в тех повседневных мелочах.
Михаил Колодочкин - 22.09.2014
Спасибо Вам!
Сергей - 17.09.2014
Я так думаю, это по инерции произошло: на ГАЗ-21 был спереди цельный диван (там рычаг КПП на рулевой колонке сидеть посередине не мешал), а на ГАЗ-24 — уже раздельные сиденья с подлокотником между ними. Как говорится, почувствуйте разницу. Я лично не знаю, чтобы кто-то сидел спереди посередине в ГАЗ-24, но теххарактеристики-то у новой модели не должны быть хуже, чем у старой. Представьте: старая ГАЗ-21 — шестиместная, а новая ГАЗ-24 — всего лишь 5-местная. Она меньше что ли стала? Видимо для этого и сделали это «полуместо». Т.е. здесь 6=5+1.
Rif - 17.09.2014
Так и было, это первые выпуски таких Волг, с ленточным спидометром, с обивкой в вертикальную полосочку, с таким вот подлокотником раскладывающимся, чтобы получилось место, ремней безопасности не было, боковых повторителей в верхних углах крыльев тоже не было, как и надписи Волга, бампера шли без клыков и отражатели задние (катафоты) располагались по бокам от номера
Матиас Шандор - 17.09.2014
Так я ещё в 1968 году читал в За рулём, что в ней с достаточным комфортом размещаются не 5, а 6 человек.
Матиас Шандор - 17.09.2014
Если на то пошло, то 21-ая для посадки впереди трёх человек куда больше пригодна.
Михаил Колодочкин - 18.09.2014
Да, конечно — там диван был правильный. И спать в ней замечательно было.
Игорь 2107 - 17.09.2014
Справочник НИИАТ 1984 указывает число мест в волге 5-6.Это как в «москвиче 4-5 — максимально 5,а на дальние расстояния-4.Где-то такое толкование читал.Думал в Газ24 также.
Ленинградец - 17.09.2014
Егор Егорыч, оказывается, хорошо всем знаком! 😀
Михаил Колодочкин - 18.09.2014
Вот еще одно послание от автора идеи — Егора Карпунина:
Михаил, добрый день! Спасибо за развитие «застрелянной» мною темы. Особенно — со ссылкой на газовского специалиста. Повторюсь, совершенно определённо, официально шестиместными г24 перестали быть с октября 1973-го года, т.е. с введения в действие ГОСТа, согласно которому все выпускаемые в СССР автомобили в обязательном порядке должны иметь ремни безопасности на переднем ряду сидений. Таким образом, автомобиль, которым я некоторое время владел и пользовался, изготовленный в сентябре 1973-го года, был из последних настоящих шестиместных. 13-е издание Инструкции по эксплуатации ещё содержало возможность посадки впереди троих седоков, 14-е уже полностью это исключало. Да, салон у моей машины был красный, сам кузов — второго после чёрного по солидности цвета — «антрацит». Но… Символ эпохи и престижа был удивительно дёшево, а местами и откровенно халтурно сделан. В частности — передний фартук автомобиля, в котором монтировались подфарники и указатели поворотов, с тыльной стороны вообще не содержал никаких защитных элементов, в результате чего вся грязь от передних колёс летела на тыльные стороны корпусов упомянутых элементов электрооборудования и рекордно быстро выводила их из строя. Поэтому от подфарников пришлось отказаться. Вторая беда — постоянно пропадающая «масса» на задних огнях, и, как следствие, частые приезды гонщиков в корму из-за отсутствия чёткой дифференциации яркости «габарит-стоп-сигнал». Есть, правда, у классического г24 и один серьёзный плюс: исключительно короткие ходы рычага КПП, это — не отнять. В общем — если разбирать всю конструкцию автомобиля поагрегатно и подетально, — ясно однозначно: как и всё газовское наследие легкового разлива, — г24 — автомобиль не для езды, а для бесконечного обслуживания объёмами автопредприятия…
С не меньшим уважением, Егор Карпунин.
Матиас Шандор - 18.09.2014
Волгу надо было смазывать, смазывать и смазывать…
Михаил Колодочкин - 18.09.2014
Я не смазывал… Там масло все время из краника капало:) А в 3102 уже и не нужно было…
Илья - 18.09.2014
Как не надо было и у Вас был вариант с шаровыми или централизованная система смазки шкворней и резьбовых?
Михаил Колодочкин - 18.09.2014
На 3102 шаровые были. А на шкворни масло из мотора все время капало:). Шучу.
Матиас Шандор - 18.09.2014
Преимущества бесшкворневой подвески:
1. Имеет меньшее количество деталей.
2. Качательные движения стойки передней подвески и повороты её, вызываемые действием рулевого управления, сосредоточены только в двух шарнирах.
3. Конструкция узла стойки передней подвески становится более компактной, так как нижний и верхний шарниры расположены непосредственно на оси поворота стойки.
4. Количество точек смазки на внешних концах рычагов подвески уменьшается до четырёх.
5. Шарнирные соединения стойки передней бесшкворневой подвески гораздо легче поддаются разборке (и тем более сборке), чем втулочные шарниры шкворневой подвески.
6. Расстояния между верхними и нижними шарнирами стойки передней бесшкворневой подвески приблизительно в 2-3 раза больше, чем расстояние между втулками шкворня у шкворневой подвески. Соответственно и усилия, действующие на шарниры от вертикальных и боковых нагрузок переднего колеса, в 2-3 раза меньше усилий, действующих на втулку шкворневой подвески. Снижение удельного давления в шарнирах увеличивает их износостойкость.
Илья - 18.09.2014
Из далека долго течет Волга
проверено на собственной шкуре
Михаил Колодочкин - 19.09.2014
Зато можно масло долго не менять — подливай себе…
Бывший - 20.09.2014
И как долго протянет мотор ?
Михаил Колодочкин - 21.09.2014
Без замены масла, что ли? Те моторы дубовые были. А масло в продаже было не всегда. И, вообще, отнеситесь к этому с юмором:)
Алексей - 21.09.2014
Да и у меня в гараже законсервированная такая волга с родным красным салоном, таким же ленточным спидометром и тоже 1973 года.. все работает и ездит 142000 родного пробега!
И втроем спереди как то мы даже ездили! 
serg-55 - 22.09.2014
Мне однажды пришлось порулить на такой, ка описано в статье «Волге». Сажусь за руль — а он не по центру сидения , а левее. И такое ощущение самому сдвинуться ближе к двери водителя. Толком никто не мог объяснить почему рулевая колонка смещена влево. Привыкли так ездить -и всё. Но машина уже считалась 4-5-местной.
Михаил Колодочкин - 22.09.2014
Удивительно — 20 лет проездил и не чувствовал на радостях, что руль не там…. Правда, это были 24-10 и 3102.
Сергей - 22.09.2014
Руль выпрямили только на ГАЗ 31105, поставив вал с карданчиками. Не прошло и 40 лет…
Кстати, на «Жигулях» руль наоборот вправо от центра смещён 😉
Михаил Колодочкин - 23.09.2014
Насчет карданчиков… Была у меня неисправность на 24-10: перестал звуковой сигнал работать. Что может быть проще для человека, который своими руками и регулятор напряжения, и инфракрасный коммутатор спаял? Ну, полез чинить — ан, фигушки! Абсолютно все элементы исправны, а сигнал не работает! Долго я в роденовской позе сидел, пока не понял: нет «земли» на сигнальной кнопке рулевого колеса! А земля — это такой плетеный жгутик, который как раз через кардан идет снизу! Еле добрался туда, но одолел!
Сергей - 23.09.2014
Вообще карданный шарнир стали ставить в конце 90-х на 3110 вместо эластичной муфты, которая шла ещё с 24-ки. Может быть, у Вас переделка какая-то была?
Михаил Колодочкин - 24.09.2014
Да нет… 24-10, 1987 год. Один кардан, до которого очень неудобно добираться было снизу. Впрочем, механик из меня никакой — я электронщик…
Сергей - 22.09.2014
Первые универсалы ГАЗ 24-02 вообще получились восьмиместными (как, кстати, и ГАЗ-69). Почти маршрутка…
Михаил Колодочкин - 23.09.2014
Я однажды сидел там сзади…В такси… Это даже не место для тещи…
Сергей - 23.09.2014
А машина-то, можно сказать, премиум-класса
Михаил Колодочкин - 24.09.2014
Для тех, кто понимает!
Борис - 03.10.2014
А я вот купил 8-местный автомобиль. ВАЗ-2120. Интересная техника. так вот пользуясь случаем хочу спросить — никто не знает где купить «кнопки» замка двери от 24-10?