Кого спасет робот?

01.02.2015 в Без рубрики 4 322 108

Робот

Тот, кто хоть когда-то увлекался фантастикой, не может не помнить три закона роботехники, сформулированные Айзеком Азимовым. Позволю себе напомнить их:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Лично я читал все это в те времена, когда подобие робота можно было увидеть разве что в Политехническом музее. Было там роботоподобное сооружение по имени Сепулька, которое ездило по залу и проводило экскурсии для несмышленышей, включая встроенный магнитофон. То ли дело сейчас, когда самоездящие автомобили уже стали реальностью. Об этом мы недавно писали: технически проблема почти решена и дело лишь за политиками, которые дадут отмашку и выпустят все это на дороги общего пользования.

От этого, скорее всего, никуда не уйти — так оно и будет. Да и технически, в общем-то, все это не так-то и сложно. Но дьявол кроется в мелочах и строит свои козни. А это совсем просто.

Судите сами. Предполагается, что автономные авто никогда не будут  попадать в аварийные ситуации. Ход мысли понятен: компьютер соображает быстрее человека.  В крайнем случае он должен попросить помощи у того же человека: мол, просыпайся, хозяин — у нас неприятности. Вот дьявол и хихикает: так как же ты, милый друг, собираешься выпутываться из неприятностей? Скажем, авария неизбежна — что дальше? А человек дрыхнет себе  на заднем сиденье, имея на то полное право…

Фантазируем дальше. Отказали тормоза, отвалилось колесо, шоссе в неположенном месте переходит толпа пешеходов и пешеходиков — список продолжить… Ваши действия, господин Робот?

В романах авторы стараются избегать таких ситуаций. Вспомним того же Александра Казанцева:

«Робот докладывал железным голосом:

— В воздухе можно пробыть пятьдесят семь секунд. Возможна посадка: на воду, на деревья, на болото. Шансы на гибель: сто процентов, восемьдесят шесть процентов, шестьдесят два процента. Выбрано болото.»

В романе все кончилось нормально. И наши в итоге спасли-таки  потомков Обамы и Псаки. А теперь представим себе, что у робота иная альтернатива. Скажем, так: влупить в каменную стену, размазать на автобусной остановке пятерых пенсионеров или влететь на полном ходу в мамашу с коляской… Что выберет он?

Жестоко?

Еще как — для нас с вами.

Но ведь машину ведет робот!!! А он будет точно так же, как в романе, прикидывать проценты!!!

Человек в таких случаях соображает  то ли инстинктивно, то ли еще как… А робот скрупулезно сверится с программой и примет решение, исходя из минимального риска. Как в шахматах, где пешка плюс слон примерно равны одной ладье. А кто и чему равен на дороге? С автомобилями еще как-то можно подурачиться: скажем, один  «бентли» равен» десятку «матизов». А как сопоставить жизнь людей разных социальных групп?

Люди с Запада пока что отмахиваются от проблемы. Мол, наша техника настолько совершенна, что ничего такого просто не может быть!

Но мы-то с вами понимаем, что очень даже может!  И что делать программисту, которому придется писать соответствующую программу?

Айзек Азимов когда-то написал свои интереснейшие рассказы, обыграв законы роботехники всеми возможными способами. Между прочим, у некоторых его роботов то и дело глючили мозги: они не могли выйти из логической ловушки своих законов!  Скажем, стоит ли пытаться спасать человека, если на это нет времени? Или можно ли говорить человеку правду, если она ему очень неприятна и, следовательно, вредна? Но у Азимова была умная героиня — Сьюзен Келвин, которая блестяще распутывала все эти логические парадоксы. Да и то — — ПОСЛЕ ТОГО, А НЕ ДО,,,

А что же делать сейчас?

Может, ну их, этих роботов? По крайней мере, за рулем!

 

 

 

108 ответов на Кого спасет робот?

  1. За рулём-то они точно ни к чему.Робот не умеет импровизировать,у него нет интуиции.На конвейере проще — штампуй себе да штампуй — никакой импровизации.Роботы нужны там, где нужно качество и его стабильность от детали к детали.Робот должен применяться там,где реальность в процессе его работы значительно не меняется,а сложных решений требующих познаний философии не требуется.Да и вообще человеку нужно двигаться,нужен фитнес для мозгов — иначе вырождение.Фильм такой есть — «Отроки во вселенной» — к чему всё это привело.»Терминатор» о том же.Но это всё воля фантастов,на самом деле,вероятнее всего, будет как в «Отроках»,только не роботы уничтожат людей,а люди сами себя от гиподинамии и деградации — тогда это больше на правду похоже.Причём на начальном этапе будет как в мультфильме http://www.youtube.com/watch?v=NQEkVCq_SWQ — всё надоело и ничего не хочется,а потом дальше — больше.

  2. В комедии «Женатый холостяк» 1982 главный герой, якобы, изобрел управление автобусом Лаз 695Е без водителя — идея.видимо,ещё тогда в мозгах сидела.

  3. Да, это проблемка куда сложнее всяких юридических аспектов, призванных сберечь деньги страховщиков. Тут выходят на первый план вопросы этики — как запрограммировать ответы на них?
    Пример с отвалившимся колесом очень хорош. Был свидетелем такого случая с совершенно новеньким пикапом на презентации для прессы! Водитель — из плоти и крови — сумел удержать рвущийся из рук руль и НА ПОЛИГОНЕ все кончилось искрами тормозного диска по асфальту. А робот удержит?
    И еще: представьте себе, что вы — та мамаша, чью коляску размазал автопилот, хладнокровно рассчитав, что в младенца пока вложено меньше средств, чем во взрослого хозяина авто. И в суде вам популярно объяснят, что задавили чадо по правилам, так что идите, мамаша, лесом…

    • >Водитель — из плоти и крови — сумел удержать рвущийся из рук руль и НА ПОЛИГОНЕ все кончилось искрами тормозного диска по асфальту. А робот удержит?

      Конечно удержит, так боевые самолеты уже 40 лет летают, не помню термин, но типа они не имеют положения, в котором самолет сохраняет устойчивость без воздействия на органы управления. А ЭВМ сотни раз в секунду воздействует на элероны, сохраняя равновесие.

    • Сейчас делают тесты EuroNCAP, так там робот тестирует всякие ESP и всякие курсовые системы. Робот может быстро и правильно крутануть руль. А судя по многим видео с youtube, очень мало водителей справляются с заносом, тем более из-за отлетевшего колеса.

      • Вопрос, который тут обсуждается не в том, чтобы быстро и правильно крутануть руль, а в том, как выбрать КУДА крутануть, если любой вариант не позволяет избежать серьезного ДТП.
        Это вообще решается не по логике, а по совести. Например, как один летчик катапультируется из падающего на город самолета, а другой — отводит его, погибая сам. Причем формально невозможно осудить первого. Он действовал согласно инструкции, т.е., «программе».
        Это вообще всё, скорее, из области философии, чем математики.

        • Казалось бы, правила дорожного движения практически исключают ДТП, если ими правильно пользоваться. Тем не менее, на дорогах продолжают погибать 30 тыс. ежегодно. При этом еще ни один робот за рулем не обнаружен.

          Вопрос был, куда бить, если отвалится колесо? Да ответ же я и говорю — человек не справиться машиной без колеса. Он убьет того, на кого его машина и попадет. Робот же с такой ситуацией вероятней справится.

          Далее, человек в панике либо бьет по тормозам (в основном), хотя некоторые случаи наоборот требуют поднажать на газ, либо крутит рулем только от препятствия, не особо понимая, что он либо летит на встречку (где убьет других неповинных людей), либо убьет пешеходов на остановке. Вы сами говорите, что решают доли секунды. И человек за это время сообразить практически не может.

          • Человек может справиться с машиной без колеса. Всё зависит от конкретной ситуации и опыта водителя

      • Тех, кто справляется выкладывают реже

  4. Пока остановки и коляски таранят не из-за отвалившихся колес, а по причине несоблюдения ПДД, чего исправный робот допускать не должен. А рассмотренные ситуации — неизбежные случайности, которых будет мало (при нормальной культуре производства и обслуживания).
    При кризисной ситуации роботу не надо решать вопросы о количестве Матизов в Бентли и кому жить старику или младенцу, его задача удержать авто на полосе следования и остановить за максимально короткое время. Все, никаких этических проблем в программу засовывать не нужно.
    В целом если дорожное движение будет целиком представлено автоматизированными повозками, то ДТП станет существенно меньше. Любители ручного управления пусть гоняют на закрытых треках, а не дорогах общего пользования.

    • А вопрос именно по этике! Что делать, когда надо выбирать — прямо, вправо или влево? И всюду жертвы?

    • А любители «автоматики» тогда пускай деградируют дальше. У нас уже формируется поколение «автоматчиков», не умеющих ездить на механике. Дальше больше — роботы-автопилоты и поколение, не умеющее крутить руль. А что делать, если электроника не справилась? Вы слышали про «необработанные исключения» в программировании?
      А если это самое необработанное исключение произошло во время работы автопилота и эта самая программа автопилота «зависла» на сим моменте? Сможет ли что-то сделать человек, привыкший к тому, что за него всё делает «электронный мозг»
      Я уж молчу про то, насколько выверена и оптимизирована должна быть программа, чтоб просто банально проехать из деревни «Иваново» в «Старые Дубки», если идет дождь.
      Нафиг, нафиг такое «счастье». Про моральные аспекты вообще молчу.

  5. «если дорожное движение будет целиком представлено автоматизированными повозками»…
    А пешеходы — двуногими роботами…

    Вот именно, представляете, КОГДА это может случиться.
    И, кстати, остановить за максимально короткое время — это не всегда оптимальная стратегия. Было доказано, что тормозной путь длиннее, чем расстояние, достаточное для объезда препятствия. Но с выбором траектории этого объезда всегда есть сложности.
    Но в целом, в идеале, да — только, если ВСЕ!

    • Значит всё правильно.Нужно создать цивилизацию,аналогичную как в «Отроках во вселенной!» :)

    • …..и отучить мамаш с колясками от обычая сначала выталкивать коляску на дорогу, а лишь затем смотреть по сторонам…..

      Только всё то у нас в обозримом будущем малореально.
      Для начала пусть просто наладят сбор штрафов с любителей погонять и пересекать сплошные в тоннелях.. Постоянно езжу по серебряноборскому тоннелю. За время проезда обязательно 3-4 идиота профигачат мимо и поперёк. Штрафуй, бюджет пополняй….Нифига. (проверено )

  6. Ещё забыл добавить: Между роботами-пешеходами и роботами-водителями должна быть связь 3,4G и в случае чего по «Вай-фаю».Типа робот-водитель высчитал оптимальную траекторию и по вай-фаю передает роботу-пешеходу: «Стой!Два шага назад!»

    • Игорь, позвольте спросить, если у Вас фигурирует робот-водитель и робот-пешеход, то к этому моменту для человека все закончилось хреново или как? Да пусть себе роботы давят роботов…

      • Так под роботами-пешеходами я и подразумеваю людей.Связь по вай-фаю — позитивный конец для обоих.Только такой мир будет очень «интересный» — когда всё запрограммировано.

        • И настанет «Матрица» в немного другой форме, нежели в фильме) И придет человечеству «трындец в лиловом плаще». Тотальный контроль и прочие удобные «плюшки» для тех, кто «у руля».

  7. далеко еще до роботов. как по технике, так и по нормативным документам. вблизи только ABS, ESP, TCS, система контроля давления в шинах, система предотвращения столкновений, активный головной свет, токсичность евро-6, система стоп-старт, наращивание количества подушек безопасности. в европе и японии пока не решаются на авто-роботы. проблем там больше, чем решений. если переходить на роботы, то на отдельных специальных трассах дабы не смешивать ответственность между человеком и автоматизированной системой. касаемо россии — нам до 30 года ничего не грозит в плане автоматизации движения. возможно будет контроль за скоростью ТС, для чего вводят глонасс законодательно.

    • Это и хорошо,что далеко.А-то что делать человеку?Это будет какой-то синтетическо-виртуальный мир.Сомнительно,что освободившееся время люди будут использовать для,скажем,искусства.Уж как его «толково» использует большинство всем известно.

    • Да почему же далеко, если технически уже все готово? Это в любую секунду может произойти. Не у нас, понятное дело, хотя попробовать тоже кому-то захочется….

  8. Добрый день Михаил. Добрый день всем форумчанам ! Тема прикольная и конечно немного фантастическая. Хотя, как в рекламе (чтоб ей!!!) : «Папа какой ты у меня ДРЕВНИЙ !»))). Тема «умных повозок» раскручивается давно !!! И массово тиражируется в кинематографе. НО ! Господа, давайте отделим котлеты от мух ! Суть в развитии робототехники идет двумя путями ! Первый путь — «умные» агрегаты, действующие в пределах написанной человеком программы. Второй путь — «мыслящий (разумный, если хотите)» механизм — андроид. И принципы создания этих агрегатов кардинально отличаются (хотя, конечно в элементной базе могут и соприкасаться). По первому пути конструкторы авто идут уже сейчас семимильными шагами. Одна система «автопарковки» тому подтверждение, не говоря уже об автоматизации систем подвески, управлением двигателем и т.д. Да и «автопилот» будет являться венцом данного направления. Но это целая идеология и культура управления автомобилем. Начнут, конечно с отдельных маршрутов и дальнейшем развитии транспортной сети для таких авто и скорее всего, начнут с общественного транспорта. И прав «ant», нам это ещё долго не грозит. А вот по второму пути, вряд ли возможно развитие именно в массовом проявлении. Как вариант военного применения — ДА ! А в повседневной жизни — вряд ли, хотя я может и ошибаюсь….((( время покажет, жаль, что я это го могу не увидеть…))))

    • в пригороде штутгарта заканчиваются помалу дорожные исптыния новейшего Mercedes S600 с элементами автоматического управления, но как следует из общения с первоисточником — конструкторы систем отдают право на окончательное решение водителю. полный DFMEA не складывается. не получается учесть все дорожные факторы. пример: система предотвращения столкновений сбрасывает положение дросселя и задействует режим экстренного торможения, но если водитель продолжает давить (отпустил и опять надавил) на педаль акселератора, то система игнорирует сигналы радаров и предоставляет водителю право совершать дальнейшие действия, даже если столкновение неминуемо. это субъективный фактор, он не может быть учтен в алгоритмах…

    • Добрый день, Константин! А что тут фантастического-то? Завтра Премьер бумагу подпишет какую-нибудь — и все, поехали! По Тверской или еще где — неважно… Но, в любом случае, мы сейчас говорим про этику, а не про технику. А в качестве возражений я слышу что этого, мол, не может быть…

      • Ещё раз добрый день Михаил. Ха, а с этикой как раз всё просто ! Как раз оборудование автомобилей не интеллектуальной автоматикой (ну чтоб «венец природы» то бишь водитель смог принять самостоятельное решение) позволит максимально упростить процесс движения по автомагистралям. Мировые автопроизводители, кстати и идут этим путем. Разрешают отключать различные системы стабилизации подвески и снять «удушающие» ограничения с двигателя. Ну типа почувствуйте разницу !! А вот доверить управление самообучающемуся интеллекту (андроиду) это действительно аморально ! Вот здесь и вступают те догмы робототехники определяющие грань между машиной и человеком…((((

        • И какой вывод? Чего роботу делать?

          • Доставить Вас из точка А в точку Б, за максимально короткое время и с максимальным комфортом..))) Ну на крайняк позволить Вам под его присмотром «порулить»..)))

        • Да КАК водителю принять самостоятельное решение-то? Когда? Если идет такой неинтеллектуальный робот по автомагистрали и кончилась разметка — да, он предложит взяться за руль или остановится. А если выскочил перед капотом лось, что опять «предлагать водителю» решить, кого давить и бить? Да нет на это времени!
          Кстати, с самолетами все проще: там несмотря на скорости и дистанции огромны. Система предупреждения об опасности столкновения реагирует не за доли секунды до него, а гораздо раньше — есть время пилоту осмыслить ситуацию.
          На дорогах все неприятности развиваются практически мгновенно. Бывает, достаточно отвлечься на магнитолу — и всё!

          • Добрый день Алексей В-О ! Да а с чего Вы решили, что водителю будут что либо предлагать !!! Давайте по честному ! Сейчас функции отключи ту или иную ситему и сравни очучения !!! используются только для того, что бы отбить желание ЭТО ДЕЛАТЬ ! Отключил стабилизацию и «станцевал вальс» на мокром асфальте ! Разработчики дают каждому водителю шанс наступить на СВОИ грабли и запомнить !!! НЕ трожь железо, ОНО не подведет !!! А примеры с разметкой и извините ЛОСЕМ, как то не актуальны именно на момент массового использования автоматических повозок !!! Априоре так сказать. А теперь отбросьте массовые ролики из «дорожных войн» и ю-тюба. Подключите свои воспоминания и ощущения от вождения ! Вспомнили ? комплект определённых и размеренных действий, определяемых собственно параметрами автомобиля и собственными навыками управления им (водительским стажем и опытом). Но это же математический процесс, легко описываемый алгоритмом и в конечном итоге вкладываемый при написании программы. А неожиданности на дороге легко будут просчитываться при помощи спутниковой единой системы навигации (спичку горящую можно рассмотреть из космоса, а не только ЛОСЯ !). И информацию ваш автоматический автомобиль получит не вдруг ! а с необходимым опережением. Технически проблем нет ни каких ! А вот психологические или моральные — это ДА ! Тут не одно поколение требуется. Хотя судя по детям 2000-ых у них такой проблемы вообще не будет. Поколение выросшее на «гаджетах» легко доверит свою жизнь продвинутому автоматическому чуду на колесиках !!! Тем более что о жизни ездока позаботиться система жизнеобеспечения водителя и пассажиров, так, что лоси пусть гуляю лесом…)))

          • А вопрос так и повис в воздухе! Кого давить, если выбора нет???

          • Очевидно, что дороги, по которым проложат пути автономного движения, будут проектироваться должным образом.

  9. Мы вымрем, раньше чем осуществится переход к роботам. Самолетный автопилот существует уже лет восемьдесят. Лет тридцать, как он умеет самолет сажать.
    А вот взлетать пока не умеет. Не из-за сложности процесса, а из-за невозможности программы учесть все нюансы, чтобы там ни говорили апологеты теории нечетких множеств, или как их там.

    А на дороге нюансов еще больше.

    • Добрый день Максим ! А вы погуглите карту полетов в реальном времени, ну хотя бы над Европой ! Поверьте — охренеете ! Скоко их там летает ! И ни чего по тихой разлетаются….процент аварий то бишь столкновений мизерный !!!

      • Там вообще-то люди сидят. Пилоты. По двое. А внизу другие люди. Много. Бог с вами!

        • Даааааааа….если бы Вы видели чем они там занимаются ! Это когда автопилот влючен !!! Вообще бы летать перестали !)))

          • Не перестали бы. Я люблю летать. В кабине принимаются решения. Это главное. А кто управляет двигателями-элеронами-интерцепторами-рулями-тормозами не так уж важно.

            В советских самолетах функцию современной автоматики брали на себя бортинженер (бортмеханик на легких) и штурман.

            Кстати, при заходе по CAT IIIс (видимость до 0/0) посадку осуществляет автопилот. Только. Это сделано с той целью, чтобы человек освободил максимум внимания для контроля за параметрами и принятия решений.

    • Насколько мне известно, взлетать тоже умеют. Знакомый канадский пилот объяснял:)

  10. В фильме «Я, робот», с Уиллом Смитом, снятом как раз по одноименному произведению А.Азимова, главный герой ненавидел роботов за то, что в ситуации спасать ГГ или другую девочку, робот, прикинув проценты спас Смита, хотя тот считал, что человек хотя бы ПОПЫТАЛСЯ спасти девочку.
    Вопросов больше, чем ответов

  11. ПДД роботы соблюдать будут, а в России есть не только дураки, но и дороги с ямами. Человек яму объедет легко, а робот не будет обращать внимания ибо узнать что это точно яма и какова ее глубина можно только проехав по ней, а там и колесо с низкопрофильной резиной очень просто оставить, а дальше сами можете продолжить.

    • Добрый день Андрей ! Для дорог есть «умные» системы спутниковой навигации. Уже сейчас тот же «Яндекс» подробно покажет ситуёвину на дороге, да и лазерный сканер дорожного покрытия встроить в систему авто несложно…)))

  12. На ж/д можно ограниченно автопилот применить,правда только на перегонных участках,а не маневровых.А если вся эта система поймает какой-нибудь вирус или сбой произойдёт,они все передавят друг-друга — вот и «безопасность!»

    • ой вей, как страшно жить! В Японии уже давно полностью авоматические скоростные электрички ездят, да и системы безопасности, даже в дальнем российском захолустье тоже полностью автоматические.

    • Добрый день Игорь. Уж «если» ставить во главу угла, так можно было из пещер не выходить !)))

      • Нет,я не «народник» как Лев Толстой,который к лошади,к земле всё призывал.И Солженицын ему вторит.Ещё Толстой к воздержанию призывал,а сам,тем временем 13 детей «наштамповал» :) Я более прогрессивный,но считаю,что прогресс должен быть умеренный и,главное — ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ!

  13. Если робот «поймает» аромат цветка — ему понравится запах или нет ?
    Если робот «увидит» картину — ему понравится сюжет или нет ?
    Если робот «попробует» новое блюдо — ему понравится или нет?
    И последний вопрос:
    Если робот «играет» в шахматы — он выиграет у человека или нет ?

    А самобеглые коляски пугают лошадей …..

    • Добрый день Олег. Этот «бред» из какого произведения ?)))

      • Ну разжуем :)

        Это не бред а будущая суровая реальность

        Разговоры в 60-х что робот обыграет человека в шахматы были из области фантастики. через 40 лет несколько шкафов набитых электроникой сделали свое дело -тупой перебор с брилиантовой логикой отсева худших вариантов.
        Через 5 лет эти шкафы можно запаковать в небольшой чемодан.

        Варианты: понюхать увидеть попробовать — разлагаются на базовые составляющие, и аппроксимирутся с учетом уже набранной статистики, получаем псевдоинтеллект. на цветы, на еду, на картины … главное это скорость перебора, скорость вычислений, мощность процессора.

        так что лет через 50 все машины будут сами ездить. Как самолеты, сейчас.

        Сегодняшняя проблема автономной машины это стоймость датчиков и сенсоров. Наиболее дешевый вариант сейчас примерно $20000. Гуглевский вариант был почти 150000. Для внедрения как опции в люксовый сегмент цена дллжна быть в районе 5000 для массового около 1500.

  14. Продолжим ездить сами и будем убивать по 30 тыс. людей ежегодно, в том числе и мамаш с колясками. Возложим в руки робота, количество смертей снизится значительно.

    Доверились же мы работе и АБС, и системе курсовой устойчивости. Да, не всегда работает идеально, возникают и проблемы. Но правильно затормозить или удержать автомобиль без них сможет только специально подготовленный водитель, а таких меньшинство.

    Я за робота! Даже работа на 99.8% оправдывает их использование.

    • Добрый день Михаил ! Всё правильно ! Роботизация происходит постепенно !!! По-шагово водителей приучают доверять автомобилю напичканному новинками автоматических систем ! Тут психологию необходимо поменять !!! Курсовая устойчивость-шажок, автопарковка-второй, авто торможение от столкновений-третий и т.д. и т.п., и апофеоз — машинка без руля и с управлением голосом или «автопилотом».)))

      • Так мы же фантазируем и пытаемся помочь программисту! А ответа так и не слышу, кстати говоря. Так кого ж давить-то?

        • Горе-оптимистов, которым всё роботов подавай.
          Не хочу даже думать про роботов и моральные аспекты, ибо не будет их. Будет расчет. А заложить в программу «кого давить» — не позволят гуманисты, типа заведомая дискриминация кого-либо. Или «забьют» на гуманистов и заложат «кого давить» в программу. Только вот верно ли заложат с точки зрения морали (и снова вернулись к началу). Брр

    • да, есть такие системы радаров обнаружения препятствий на дороге. есть алгоритм определения типа препятствия по характеристике сигнала: человек, столб, трансп средство, пенек, дерево…, но сам метод предотвращения только один — снижение скорости автомобиля (душим двигатель, включаем гидронасос агрегата АБС для подачи давления) в рулевое пока не лезем — слишком опасно для других участников движения. если вы движетесь 90 км/ч и к обочине подходит пешеход и останавливается, система вынуждена принудительно снижать скорость автомобиля, иначе по мат модели процесса автомобиль может столкнуться с пешеходом. ключевой момент — система никогда не знает продолжит ли пешеход движение или нет? но оттармаживать она обязана… это будет не езда а наказание. так что пока реализована только активная подсветка пешехода светом фар. следующий шаг видимо будет определение наличия официального пешеходного перехода по радиомаяку.

      • И как говорил тот гаишник из анекдота :»Мы для Вас Козлов переходов понастроили !!!» ))))) «Зебры» пешеходные уйдут в прошлое….наверное….всех под землю или в воздух…)))

      • Кстати, да, я испытывал на редакционном Гетце систему предупреждения Magic Eye. Она с помощью видеокамеры и компьютерной обработки вычленяла пешеходов у обочин и выдавала аудиовизуальный сигнал. Но, слава богу, к тормозам не была подключена: главное было обратить внимание водителя. А он, как правило, «шестым чувством» может понять намерения пешехода — пропустит или под колеса кинется. То же касается проезда перекрестков — визуальный контакт с «поперечным» водителем говорит о его намерении пропустить вас или, напротив, притопить. Робот этого не сможет, скорее всего, никогда. Как там у Высоцкого? Не езда, а ёрзанье?

      • «в рулевое пока не лезем — слишком опасно для других участников движения. »

        уже лезем — ауди стабилизация, отклонение передних колес до 6 градусов. GM (каддилак) — сам рулит на магистрали проходит повороты. ниссан — полностью электронное управление (drive by wire) с прицелом автономногу управления машиной.

        после 2020 -будет очень интересно

        • это инициатива еврокомиссии или компании? это прописано в требованиях? «отвязанный» руль появился давно, в 80-х итальянцы баловались с сенсорным рулем. в нашем регламенте о безопасности колесных ТС нет пока ничего про активное рулевое управление. последняя новость — это обязательное ABS на всех производимых автомобилях в россии с 01.01.16.

  15. Да, был такой случай — быль в конце 90-х (это тогда впервые пошли машинки с мониторами, овердрайвами и ещё кучей всяких прикольных электронных «штучек»), а может анекдот !))) Это когда японский внедорожник, после съезда с асфальта на проселок, лаконично написал на мониторчике : «no driwer» и заглушил двигатель !)))

  16. Хотя, ещё показательней, случай покупки моим знакомым Лэнд-Крузера 200 свеженького года ! Выкатив из центра Тойота, он смог проехать около 1 км, при этом машинка миленьким женским голоском на японском — ругалась чего то. Затем заглохла и дальше ехать отказывалась ! Оказалось всё просто ! Водитель НЕ ПРИСТЕГНУЛ ремень безопасности…..вооооот и все дальнейшие попытки отключить эту опцию не увенчались успехом. Так мой товарищ стал «законопослушным» водителем….))))

    • да, на таком автомобиле есть датчик непристегнутого ремня. иногда некоторые водителя вставляют имитатор языка ремня в гнездо замка. но если в проекте есть датчик в подушке сиденья и датчик в катушке ремня, то ремень все же придется пристегивать, хотя бы за спиной водителя. если вы все же обнанули систему и фактически не пристегнуты, то при фронтальном ударе сработает подушка и принесет больший вред водителю, ибо водитель будет двигаться навстречу раскрывающейся подушке. система подушек безопасности всегда калибруется только с учетом пристегнутого человека. может спасти то, что подушка далеко не при всех ударах раскрывается…

  17. Интересно, а если все же наступит мир роботов, то будут ли все роботы равны или так же станут делиться по цвету штанов? Вот например будет ли иметь привилегии депутатский робот с синей мигалкой на макушке? )))

    • Так это опять-таки тема для фантастов — они любят это обсасывать. У того же Азимова был робот, который себя пророком возомнил. Люди подумали и решили: если с обязанностями справляется, то и хрен с ним…

  18. А что, эти «самобеглые коляски» сразу у всех появятся? Наверняка поначалу они будут слишком дороги, никаких бюджетных моделей. Получается инфраструктрура для их использования будет, но по улицам они будут перемещаться наряду с простыми авто, а это крайне усложнит ситуацию. Например кому-то просто поприкалываться захочется над таким Т.С., «научить» робота!
    Кто-то принципиально не захочет в них пересаживаться. Слишком проблематично их широкое внедрение пока.В техническом плане несложно на полигоне, или при соблюдении ювелирно-правильного европейского вождения,(они и сейчас как роботы водят:)), написать код, а в среде какого-нибудь «Перевозчика» или «Форсажа», или России?:) В фантастических произведениях нам, как правило, показывают уже развитую систему «транспортных капсул», но вот на вскидку не припомню какой-то вещи непосредственно о их внедрении. Скучно, наверное это читать\смотреть.

    • Есть такая штука V2V обмен данными машина-машина. Те каждая машина знает что делается вокруг. (кто едет на красный, тебе в бок, подрезает, итд) Те едит человек, а машина только сифонит всем вокруг КАК она едет. Соответственно остальны могут применять меры для избежания аварийной ситуации автоматический.

      так вот: теоретический 20% таких машин в траффике снижают вероятность аварий на 80%, ибо поток в общем реагирует.

      Америкаские империалисты (и злобная империалистическая военщина) своим империалистическим указом, приказали все машины в 2011 году обязаны иметь систему стабилизации, в 2018 все машины камера заднего вида, 2020 начало V2V c возможным обязательством на 2028 год.

      C 2012 ведутся дебаты о обязательной установки на каждую машину систем предотвращения аварий, основной фактор цена машины вырастает в среднем на 1500 — 2000. ( по расчетам установка камеры заднего вида + 70-120)

  19. Тут уже беспилотный Камаз через 5 лет обещают.Опять блефуют,как и везде,по-видимому https://auto.mail.ru/article/53845-kamaz_sozdast_bespilotnyi_avtomobil/

  20. Сначала надо сделать роботов-асфальтоукладчиков, чтобы дороги в порядок привели, а то по иным опасно даже на танке передвигаться 😉

    • Похоже, роботы уже есть, раз производят ямочный ремонт в январе-феврале. Вот только сбой, наверное))

  21. А вообще в 91м году был такой хит гр.»Технология» — «нажми на кнопку» называется.Он актуален для всех «роботов».И там есть такие слова в песне:»…нажми на кнопку — получишь результат…»,»…тебе больше не к чему стремиться…».Вообщем деградируйте господа на здоровье! — так можно понять смысл :)

    http://www.youtube.com/watch?v=OOreeUCEmOQ

  22. Для начала сделают автономное управления на междугородних трассах и различных магистралях, где зачастую случаются более фатальные столкновения. Эффективность трафика и безопасность повысятся. Потом переведут на различные скоростные улицы, где мамаш с колясками быть не может.

    В остальных случаях превентивные системы безопасности, отслеживающие поведение других водителей и пешеходов.

    • не будет такого. технически это все возможно сейчас, но автомобиль будет не «ездовой». даже сейчас приходится отключать ESP чтобы не застрять окончательно…в россии дорог не будет никогда. даже если их кто-то нам бесплатно построит, то их просто некому и не на что будет содержать…если робот потянет автомобиль на обгон и авто левым колесом уйдет в яму под снегом (неопределяемую никаким радаром) … кому будем притензии писать ??

  23. Это же ужасно! Пропадет весь кайф от езды на автомобиле, надеюсь хоть велосипеды оставят в покое… А вообще-то Кларксон правильно сказал, автомобиль, которым не нужно управлять самому уже давно изобрели — это такси!

  24. Мало ли в мире утопических идей? Вон коммунизм до сих пор призраком носится призраком по Европе, Азии, Африке и Латинской Америке и прочих «прогрессивных». И кто в него верит?

  25. Вспомнилось из детства. Позабыты хлопоты, остановлен бег. Вкалывают РОБОТЫ, а не ЧЕЛОВЕК……..

  26. А это палка о двух концах…

  27. В любом случае повышение активной безопасности необходимо.

  28. Михаил Владимирович, а Вы кого задавили бы?

  29. Судя по слухам, производители немного сдали назад насчет роботов, так как очевидно, что это не выгодно как самим производителям, так и страховщикам.

  30. Добрый день Михаил ! Судя по упорству с которым Вы задаёте вопрос: «Кого давить то !?», вопрос действительно ВАЖНЫЙ ! И в роботизированном мире, ответ на него звучит так же, как и сегодня ! НАРУШИТЕЛЕЙ правил ПДД !)))

    • Упорство, упрямство — не знаю. Просто мне то и дело пытаются доказать, что никаких роботов нет и не будет. Или что нужно просто привыкнуть к ним. А ответа пока что не дал никто!

      • В Подмосковье столкнулись 30 автомобилей по причине густого тумана. Интересно, сколько бы столкнулось, будь за рулем робот.

        • Мне кажется, что намного меньше, ИИ бы явно рассчитывал дистанцию авто исходя из скорости, дорожных условий и тормозного пути авто. А люди же несутся под сотню вплотную(МО), перестраиваются впритирочку на скорости, в условиях недостаточной видимости тоже летят, в основном обходится, но бывают и исключения(про которое вы написали).

  31. Есть такой писатель — Сергей Николаевич Лазарев — несколько томов «Диагностика кармы» написал.И он пытается многие субъективные законы жизни привести в объективный (даже в условных баллах!) вид.Что самое интересное — его выводы работают!Может и не на 100%,но на 80 -то уж точно.Полевые формы воздействия на физическую жизнь.Гипотетически нужны некие «гаджеты»,которые бы устанавливали связь со,скажем,торсионными полями.Но такого ещё не изобрели,а то что изобрели слишком уж примитивно — например ФЭГ — феномен электронных голосов.А тут надо бы посовершеннее гаджеты.И вот тогда,опираясь на метафизический мир,можно бы было вычислить точно — кого нужно давить.Но это всё фантастика.
    Биологические организмы точнее отрабатывают эти полевые законы.А роботы будут их нарушать.А значит — это вырождение.

      • Человечества!Человек генетически приспособлен к иному образу жизни.С древних времён он потом добывал пропитание и организм даже сейчас ещё не адаптирован к изменившимся условиям.Некоторые борются с гиподинамией занимаясь физкультурой….Но это далеко не все.По Дарвину ещё не произошла «эволюция видов под воздействием изменившихся внешних условий».По крайней мере значительно.А надо идти в ногу с эволюцией — резко её не опережая.А мы уже опередили и намного.Изменение образа жизни не должно чрезмерно опережать способности к осмыслению и понимаю.Развиваться нужно и прогресс должен быть,но без больших разрывов и скачков.Иначе ничего хорошего не произойдёт — точнее больше вреда будет.Если физически ещё можно приспособится,то сознание не успеет.Происходит отрыв от реальности,деструктивные ценности со всеми вытекающими последствиями.
        Пример: Современная система образования намного усложнилась в сравнении с советской.Точнее изменились «эталоны» — к чему стремиться.А народ-то наоборот — не успевает приспособится к увеличившейся психонагрузке.И получается,что получили далеко не вундеркиндов.
        Я не профессиональный психолог,но анализируя причинно-следственную связь делаю выводы…

        • Насчет системы образования в корне не согласен.

          • Если брать для примера школу — то нагрузка возросла.Читая современные учебники видно,что они проходят то,что в свою бытность школьником я проходил в 5м классе — сейчас проходят в 3м(!).Т.е. задралась «планка» требований,зато увеличилось количество детей до неё не «допрыгивающих».И вроде среднестатистический балл зарабатываемый учениками остался на прежнем уровне,как в наше время.А разговаривая с этими детьми,понимаешь,что упал КПД усваеваемости материала.Но парадокс,что из-за уменьшения этого КПД,средний балл не изменился.Значит снизились требования к качеству восприятия материала.

            Или вот,личный пример обучения в институте,именно то,о чем хочет написать Александр Шабанов. Учился в ТГУ по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».Студентов «гоняют» совсем не там,где надо.Вот эта «чертёжная муштра» для чего?Чуть не так линия,развёл грязь (по мнению преподавателя) — перечерчивай!Ну и какие качества у студента это вырабатывает?»Коммуникацию» — где и у кого это «содрать» или как сунуть взятку кому надо.Но это один из самых выразительных примеров,а таких примеров куча.А сами-то учебники не так уж и и плохи.Помню толстый учебник «Автомобильные двигатели» под ред.Ховаха 1977 года.Так вот я его изучал только потому,что мне это было интересно,поэтому я его и читал «с упоением».Но то что там описано актуально и поныне,разве что автоматике мало внимания уделяется.Ну да, там описываются двигателя Зил 130,камаз 740,москвич 412….Но это ничем не плохо — законы,циклы,силы инерции ит.д. актуальны и для современных двигателей.А большинство,кому нужен был диплом,умудрялись «сдавать» не особо вникая в суть материала «каким-то образом».Тоже касаемо и других учебников.Т.е. плохи не учебники,а система преподавания,где студенты занимаются «чёрти-чем» и только вскользь самим предметом.

  32. Привет всем! Кажется я оказался на форуме поздновато! Все аргументы технические выложены. Моральные аспекты обсуждались слабее. Остановлюсь на одном техническом нюансе — автопилот исчерпал свои возможности и просит пилота(водителя авто) принять решение. Это что? Пилот должен всю поездку быть в тонусе? Помнится поездка из Москвы в Астрахань на месте пассажира рядом с водителем. Чтобы «взять управление на себя» я должен быть всегда в тонусе, но без адекватных двигательных реакций. А это выматывает сильнее, чем идеальное вождение без нарушения ПДД, которые и являются на каждый момент времени моральным ответом на возникающую ситуацию на данном этапе развития общества(в конкретной стране).

    • Все верно, но я упрямо цепляюсь за главный вопрос. Человек спит на заднем сиденье — управляет робот. Что он сделает в аварийной ситуации, когда надо выбирать?

    • система управления может ничего не спрашивать, если ей задан такой режим. в случае с автомобилем — компьютер может просто запарковать автомобиль на обочине. это же не самолет. чем это все закончится — неизвестно, если окружающие автомобили не оборудованы аналогичной системой.

    • Есть понятие психомоторного «разогрева».Когда изначально едешь — «втягиваешься» в ритм.А если «поймал «расслабуху» — адекватно отреагировать и быстро и правильно скорректировать ошибки автомата будет весьма проблематично.А если ехать в напряжении — тогда какой смысл всей этой «автоматики?!»Надо любую систему рассматривать комплексно — «человек-автомобиль-дорога».Причём первый «элемент» самый труднопредсказуемый.

  33. Может внешние подушки безопасности поставим?

    • ежели очередные законодатели заставят, то придется ставить. вольво уже вела работы по калибровке таких подушек ,но это оказалась непростая задача. анализ ударов показывает, что раскрывающаяся подушка может дать обратный эффект и ударить пешехода еще сильнее. пока есть неплохое решение по подушкам в районе рычагов стеклоочистителей лобового стекла, там они действительно помогают. пока обходимся формой бампера, уровнем капота, расположением щеток и наклоном лобового стекла.

  34. Или может так: владелец отвечает за состояние своего транспортного средства, поэтому если стоит вопрос бить пешеходов или владельца, то выбираем последнего, чьей жизнью будем рисковать. К тому же, он находится под защитой крепкой клетки и подушек, значит он пострадает все равно меньше, чем пешеход.

    Если брать на таран авто, то подставлять свое «мягкое место» автомобиля, чтобы невиновный пострадал меньше.

    Если ничего не помогает избежать жертв со стороны невиновных людей, активируем самоуничтожение с ударной силой вверх, то есть сразу проектируем кузов на самоуничтожение с минимально возможным уроном для окружающих. Ценой людей внутри машины. А что, тут либо водитель (и пассажиры), либо невиновные люди, независимо от их положения в обществе.

  35. Вообще интересует вопрос: скажем, современный автомобиль способен остановиться за 30 метров со 100 кмч до 0. Какая есть методика для торможения без тормозов и сколько нужно метров при отказанной тормозной системе на ровной асфальтированной дороге? И что лучше, механика, вариатор или автомат? И есть ли эффективный метод торможения без тормозов как и с сохранением целостности внутренних агрегатов, так и с их повреждением?

    И если способы есть, можно ли остановить автомобиль без тормозов, который идет со спуска?

    И что безопасней, бить попутных, встречных или улетать в кювет (если нет отбойника)?

  36. Михаил Владимирович, вы много ездите по городу и по трассам?

    Вот я провожу за рулем своей машины по 8-10 часов в день. И я могу с уверенностью заявить, что я бы лишил прав более половины водителей и посадил вместо них роботов. Даже если робот будет так же тяжко соображать (куда бить?), все равно в разы станет меньше аварийных ситуаций, появляемых из ниоткуда. Робота хотя бы можно запрограммировать, а вот народ вообще не соображает что и как делать даже в самых простых возникаемых ситуациях. Чем, интересно, они руководствуются?

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *