Энергия из немецкого воздуха

13.02.2015 в Без рубрики 3 023 61

Жук

До сих пор мне кажется, что все это какая-то мистификация. Тем более, что ссылку нашел совершенно случайно — искал в Сети что-то другое.  Если бы подобное техническое решение применили в СССР, то над ним бы не потешался только ленивый. Мол, чего только не придумают русские, чтобы не использовать стандартные решения. Однако ссылка кивала на «Фольксваген». Конкретно – на знаменитого «Жука». Дескать, там энергию стеклоомывателя заимствовали у… запасного колеса!
Мэтры по части автоистории презрительно замотали головой: бред, мол… Однако зарубежный коллега, Алексей Воробьев-Обухов,  быстренько прислал ссылку на немецкую Википедию (https://de.wikipedia.org/wiki/Scheibenwaschanlage): не будут же немцы врать про собственный автомобиль. А они написали, что «жук» действительно использовал сжатый воздух запаски!

А потом, с присущей ему энергией, Алексей нарыл и фотодоказательства.

Вот первое:

kaefer-reserverad-3769019747511684990

Вот еще одно:

VW_Kaefer_1300_018

А вот самое красивое:

VW-Karmann-Ghia-Typ-14-Kaufberatung-06

 

Понятно, что управляться все это хозяйство должно было без помощи электричества: иначе какой вообще был смысл городить огород? Так и сделали: герметичный бачок с омывайкой постоянно находился под давлением, а кнопка-клапан на приборной панели открывала или закрывала проход воды – вот, собственно, и все. А любители разглядывать рисунки могут еще заглянуть вот сюда:

d6f2d4c2b679ef92a73693ab6192e5d4

Смотрим верхний левый чертеж. Вверху герметичная пробка со штуцером, от нее трубка к колесу. Итак, в бачке над водой воздух под давлением, скажем, 1,8 атмосферы. Это очень много для омывания стекол! В донышке бачка находится штуцер для воды. Шланг идет через кнопку-клапан к форсункам. В нем постоянно вода под тем же давлением. Открыл клапан – вода пошла на стекло. Само собой, что если давления нет (колесо спущено), то вода не сможет подняться выше уровня бачка. Но похоже, что объема одного колеса хватит не на один бачок!

В «жигулях» примерно в те же времена использовали вот такое решение:

q54

А на 21-й «Волге» приходилось трудиться ногами: там был диафрагменный ножной насос.

232

Но у нас накачивалась непосредственно вода, а не воздух. Поэтому крышку в бачке можно было не делать герметичной. С этой точки зрения решение на «жуках» также выглядит странно: бачку нужны и герметичность и солидная прочность. Что до волговского насоса, в котором было множество деталей, то с годами его как-то незаметно заменили резиновой грушей. Снизу под грушей стоял обратный клапан, который не пропускал воду назад в бачок, а второй клапан не пропускал воду из трубок от форсунок в грушу. Таким образом, трубки всегда были наполнены водой вплоть до форсунок, и струйка появлялась сразу при начале нажатия.

7 8

 

Основной кайф подобных решений – в полном отсутствии всяческой электрики-электроники! Конечно, объем воды маловат: на «Волге» и «копейке» с одного нажатия можно было только брызнуть… Да и серьезного давления так, в общем-то, не создать. А вот на «жуке», при всем кажущемся идиотизме немецкого решения, достаточно было держать нажатой кнопку – и выливай хоть весь бачок!

Вольты и Амперы, в итоге, конечно же, победили. Хотя на простых машинках неэлектрические решения выглядели, в общем-то, органично. Даже на ГАЗ-24, которая хоть и считалась чем-то заоблачным – как по цене, так и по престижности пополам с недоступностью, это смотрелось вполне нормально и говорило о неприхотливости, ремонтопригодности и, скажем так, понятности. Ну зачем моторчик омывателя автомобилю, на котором не было даже плавких предохранителей?

Напоследок заметим, что прокол колеса на «жуке» оборачивался для владельца двойной проблемой. И запаску надо ставить, и стекло уже не помыть…

61 ответ на Энергия из немецкого воздуха

  1. Народ у нас и бензонасос подобным образом заменял в аварийной ситуации.

  2. Вот на Москвиче-401 не было никакого омывателя вообще. И ездили…

  3. А помните фильм «Я, следователь…»? Так там он подобным образом якобы «Волги» перекрашивал, да ещё в полевых условиях. Несерьёзно это, конечно…

  4. Что касается Жука, то это решение небезупречное, конечно. По мне так лучше ногой нажать лишний раз.

  5. У Жука и система отопления была оригинальная. Вообще, у воздушников эта проблема всплывает всегда. И на Запорожце, в общем-то, независимый отопитель — вещь в себе.

    • Но работала, говорят, превосходно!

      • Да нет,не очень превосходно.На месте стоишь — тепло.А чем выше скорость — тем холоднее — через щели в салоне выдувает,кузов-то далеко не подводная лодка!

      • Спать в запорожце с работающей печкой было опасно — угореть можно было.А ещё выхлоп с печки шёл вниз,и при пропусках горения по этому выхлопу тёк бензин — прямо под машину!Пожар!Так что без присмотра такое «чудо» не оставишь.А ещё эта же «печка» ставилась для отопления «скворечника» на автокранах.Сейчас туда «планары» устанавливают,которые в пределах 35ти килорублей стоят.

        • как-то меня подбрасывали на запорожце зимой.
          За пол-часа не очень спешной езды угорел конкретно.

  6. на ВАЗ-2103 был ножной насос возле педали сцепления и при нажатии на него кроме воды, срабатывали однократно дворники. Когда впервые с этим столкнулся — показалось очень прикольным решением.

    • Да, вроде бы так поначалу…. А на следующей модели — 21011 — уже электромоторчик был и подрулевой выключатель — фары, мигалки и дворники (под правую руку). А вот 2103 не помню, появился там такой или нет. Она относительно недолго выпускалась.

      • Отчего же недолго… Говорят, до 1985 года. Помню статистику в За рулём, там говорилось, что в 1984 году собрали 435 ВАЗ-2103. На более поздних, конечно, стоял электромотор. Вот с какого года, затрудняюсь сказать.

        • А их на дорогах почти не встретишь.. Шестерка с 1974, кажется, пошла — почти вслед за трешкой. И та как-то незаметно для меня исчезла с горизонта. Количество не помню.

          • Шестёрка пошла с 1976 года, чуть позже 2140.

          • А по-моему в 74-м первые появились. Но спорить не стану — дома в книжку залезу…

          • «Практически одновременно с разработками вазов серий 01 по 03 разрабатывалась и модель ваз 2106 . Так уже в 1974 году уже были созданы первые экспериментальные модели под условным обозначением ваз 21031. и только в 1975 году она стала отдельной моделью…»

          • Я говорил, у моего приятеля до сих пор есть 21033 83 года.

          • Впервые описание ВАЗ-2106 было помещено в №12 за 1975 год. А в серию она пошла с февраля 1976-го. Кстати, по замыслу у неё должны были быть оригинальные диски, они видны на фото в журнале.

          • Я первую шестёрку увидел только летом 1976-го.

          • Тройка была самой красивой из заднеприводных ВАЗов. Шестерка на нее похожа, но хуже, топорнее что-ли, или в угоду технологичности переделана. А тройка в изобилии хрома (включая ободки над колесными арками) напоминала (в хорошем смысле) американцев 60-х. И салон тройки в оригинале был красивее шестерки (хотя отличия не большие).

        • На бывшей моей 3ке 79го года выпуска ещё ножной омыватель стоял — в 79м ещё не было эл/моторчика.

          • А насчёт того,что это самый красивый заднеприводной — полностью с Ильёй согласен.

          • Когда появилась, мне очень нравилось. И все эти молдинги мне казались чем-то нарядным…

    • …и фишка четырехклеммная к насосу,для управления дворниками.

    • В За рулём №1 за 1974 год писали по поводу этого решения: «Удобное усовершенствование.» Хотя я так и не считаю. Хочешь проверить омыватель, и что, при этом дворники должны скрести по стеклу?

      • «Тройка» мой первый автомобиль.Сейчас кузов в огороде ржавеет.Так вот я это безобразие убрал (насос ножной) и поставил бачок омывателя от «шестёрки» с моторчиком — всех-то делов.А ещё у неё не было реле ближнего света фар почему-то.Так вот я тоже это дело до ума довёл — сделал как на шестёрке.

  7. Чтобы довершить картину маслом, а точнее омывайкой, скажу, что кроме энергии сжатого воздуха из шины использовался и… вакуум! Кому интересно — смотрите верхний чертеж: https://www.smallfordspares.co.uk/m/plates/01-05-01windscreen-washers.plate.gif . Этим баловался «Форд» с 1937 по 1954 г. Отдельная диафрагма, соединенная с вакуумной трубкой, как и усилитель тормозов, качала воду при нажатии кнопочки-клапана. Но тут тоже работала логика — одно нажатие, одна порция омывайки. Видимо, американцам было западло прилагать физические усилия к груше, что пальцем, что ногой — заставили работать «железный механизм».

    • Да, а что было в САМОМ НАЧАЛЕ? А вначале было слово, напечатанное в феврале 1931 года в журнале Popular Mechanics компанией Richland Auto Parts Co, Mansfield, Ohio, торгующей автозапчастями: https://yadi.sk/i/a91xGu4kefNVJ

      • Изначально всё было логично и просто — груша с водой, вакуумный усилитель. Залил и нажимай. Но чтобы накачивать запаску…….

        • А тогда и писать было не о чем:)

          • Но на форде инженерно красиво было сделано, согласитесь.
            Единственно требовалось эпизодически смазывать прокладку в кнопке и следить за обратным клапаном в водозаборе бачка. Предположу, что от ТО до ТО проблем не было.

  8. ещё «по-теме»:В 88-89х гг наштамповали уйму газобалонных газиков.Наклепали столько,что отправляли в автохозяйства,где заправок АГНС и в помине не было.И вот один знакомый получил такой.Вроде баллон выкидывать жалко — вещь добротная.Хотел второй бензобак из него сделать,но передумал,нашёл более оптимальное решение.На Г53 пневмосистемы-то нет.Решил использовать его как ресивер для воздушного сигнала.Поставил «воздушку»,клапан,шланги…Накачивает от автобазинского магистрального компрессора 8 кгс/см2 и на две недели хватает посигналить.Потом,говорит,пробовал такой «фокус» с запаской — уже на другой машине,не та «мощь» — и давление меньше,и золотник здорово «дросселирует…

  9. Кто что а я вспомнил парикмахерскую .Как там одеколоном таким образом (душили).

  10. спорное решение. надо еще бачок найти, выдерживающий минимум 2 атм… + герметичная пробка бачка + все соединения без утечек воздуха + надежный электроклапан. даже сегодня «кинельагропласт» не в сотоянии выполнить бачок системы охлаждения двигателя под 1,5 атм… что уж там говорить про 2 атм. далеко не все решения германских инженеров хороши.

    • Так об этом и речь! Более чем спорное. Хотя по части оригинальности — пять баллов…

      • на мой взгляд это характерная черта немецкой инженерной школы — делать простые вещи сложными.

        • Это точно!!!! Надо же было на Опеле Зафире рабочий цилиндр сцепления спрятать внутрь картера сцепления!!!! Это же идиотизм!!!! Чтобы поменять цилиндр нужно снять коробку, а на машине невозможно отстыковать коробку (попросту нет свободного места), нужно снимать весь силовой агрегат вместе с подрамником и только потом располовинивать…….. так бы и дал по башке таким инженерам!!!

          • … тогда мне тоже надо шлем подыскивать.. :-)). рабочий цилиндр почти все начали ставить внутрь картера сцепления, несморя на сложность замены и прокачки в ремонте. там уходит ряд промежуточных деталей…инженера владелец авто бить не будет, а вот финасовый директор за увеличение цены конструкции на два евро может реально оставить без работы.
            сейчас, при проектировании любого автомобиля, независимо от компании, ремонтопригодность не рассматривается. даже вопрос замены маляного фильтра проектировщики оставляют без внимания.

          • Да — обращайтесь на сервис и радуйтесь жизни. А уж сколько стоит обслуживание, столько и стоит.

          • ещё любопытный момент про нынешние немецкие машинки.
            Установка электрических допов требует электронного ключа, иначе бортовой комп их игнорирует. Всё равно чего ставите — блютуф, круиз, или подогрев руля. Платите или взламывайте….
            В этом плане консервативные японцы приятнее. Заводская *закладка* уже есть, надо только докупить модуль ( кнопки, провода) и подсоединить.

          • А это светлое будущее. Я давно говорил, что нельзя будет заменить аккумулятор без его «прописки» — лично видел на Варте эту мутотень…

          • СМЕРТЬ и вечное ЗАБВЕНИЕ сгнившему капитализму!!!!!!!!

          • А что взамен?

          • Хороший вопрос. Я не знаю, как назвать то, что бы мне хотелось…

          • А я знаю, и очень хорошо знаю!!! Я хочу такой строй, при котором каждый человек живет во имя и для другого человека, не думает только о своей выгоде и своих интересах, не тратит жизнь на бесконечную погоню за удовольствиями и наслаждениями!!! Можете назвать это социализмом (из известных нам названий) но не тем, что был у нас в стране до нынешнего дикого капитализма. Но то о чем я говорю невозможно навязать насильно через революции войны, по приказу сверху, люди должны до этого созреть и понять. Неужели вы не понимаете что строй при котором каждый рассматривает каждого в качестве выгоды и наживы для себя приведет не только в тупик, а к полному краху вообще всей цивилизации!!!! Нет будущего у человечества при такой модели отношений. Или вы сами этого не замечаете, что мир катится в тартарары??? Слышал изречение говорящее, что мы (люди) в данный момент времени едем в поезде, в теплых и уютных купе, и не хотим замечать того, что поезд подъезжает к обрыву, где заканчиваются рельсы…….

          • В мое время это называлось коммунизмом. Хотя бы и на бумаге.

    • Как образец неоправданного упрямства — компоновка порше 911 с расположением двигателя в заднем свесе, что могло быть хорошо для танка, но убийственно для шоссейного авто. управляемость семейтсва порше 911 — предмет многих историй. :-). сколько было истерик прежде чем удалось убедить порше переместить двигатель в межколесную базу. у немцев есть инженерно бестолковые решения, но качество ее реализации — достойно уважения. у нас все — принципиально наоброт :-((

      • ..например танки ТИГР.Их катки гусениц были в шахматном порядке,для улучшения проходимости — ну,равномернее давление на грунт,улучшение проходимости и всё такое…А получилось,что зимой вся грязь с водой между ними смерзалась и танк проще «пополам разорвать»,чем с места сдернуть…у 34к не было таких «оригинальных решений».

      • А у авто с задним двигателем,наверное,хуже управлялось из-за большего увода задних шин?Т.н. избыточная поворачиваемость?Увод-то больше,из-за большей массе «на корме».А если как у трактора «беларус» сзади побольше колеса поставить,ну или пошире?Вот думаю,если на обычную машину спереди на «13» колёса оставить,а сзади на «14»,но с меньшей высотой профиля — одинакового внешнего диаметра,управляемость станет «недостаточной»,бОльшая устойчивость,по-идее,быть должна.

      • ?? что посоветует публика: о системе автоматического разблокирования межосевого дифференциала. предлагается — по достижении 50 км/ч. блокировка разрешена кнопкой по команде водителя при скорости менее 10 км/ч. оставлять заблокированный дифференциал нельзя — не будет работать ESP и система контроля давления воздуха в шинах.

  11. Прочитал у коллеги на Олдтаймере:
    До конца 80-х в том числе произведенные в Мексике Жуки оснащались такой системой обмыва — посредством воздуха из запасного колеса. Простейший клапан располагался в правом подрулевом рычажке, включавшем «дворники». Его надо было тянуть на себя. Бачок не случайно такой формы в виде «мини» подводной лодки — расчитан на давление в 3 атм. Если на место запаски ставили спустившее колесо без давления, из бачка полагалось вылить половину воды и накачать 1,5 атм непосредственно в него обычным насосом. Хватало на пару десятков обмыва — стекло у Жука совсем маленькое. Так что все предусмотрено и в случае прокола :) И можно снова подкачать, если что.

  12. Добрый день Всем. Это ж надо столько буквочек про бачок с омывайкой «жучка» написали ! Класс….)))

  13. Хотел вопрос задать,правда не много не по-теме,уважаемому эксперту.Может и ant подскажет: Какая температура тормозных колодок и дисков является предельно допустимой?Т.е. температура,при которой не происходит необратимое разрушение колодок и их катастрофический износ?Читал в разных источниках:190 градусов (по-Цельсию),200,220…Т.е.нужна такая температура при которой можно ехать «бесконечно долго».
    Дело в том,что при спуске на 40-тонном тягаче под 12% уклон протяжённостью 5-7 километров моторно-компрессионный тормоз только «помогает»,но не удерживает тягач.А тут находил в интернете в продаже пирометры,измеряющие температуру бесконтактным способом по ИК спектру.И если такой разместить между колёсным диском и тормозным,то можно на ходу измерять.На тягаче больше всего времени в пути теряется на подъёме и спуске.Эта идея, чтобы ползти на спуске как можно быстрее,без перегрева колодок.Если перегреешь — разрушение.Недогреешь — и скорость падает,да ещё и диски с колодками засаливаются,а потом «держат» хуже,поэтому нужно барабаны с колодками «прожигать» периодически.Тут на гаражном консилиуме такую идею обсуждали.А-то понаделают всяких ненужностей,типа «Эд-Блю»,а чем бы следовало оснастить полезным — не оснащают.

  14. Самый простой омыватель опять же наши люди изобрели. В пробке пластиковой бутылки с водой штуцер от сломанной авторучки. Можно на него шланг одеть прокачки тормозов, а можно и без авторучки — проковырять в пробке дырочку и левой рукой через окно дави

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *