Часы, батареи и электромобили

03.05.2015 в Без рубрики 1 625 38

Часикиsm

То, что на фото — это моя скромная попытка вспомнить детство. 18 лет не брал в руки паяльник, а тут попался на глаза шаговый искатель эпохи Мамая — и так что-то захотелось создать нечто осязаемое , что не выдержал. Набрал микросхем, набросал схему с кварцевым резонатором…в  общем, вот оно. Часики даже ходят — уже месяц. Кстати, на фото не видно таблички — она появилась позже. На ней надпись —  TEMPUS APPARATUS. Будем считать, что это некая машина времени…

А вообще-то рассказать хотелось совсем о другом. Идею подкинул недремлющий в Черногории Алексей, Воробьев-Обухов. А поскольку я люблю и часы, и аккумуляторы, и электричество, то тема пришлась в кассу. А речь вот о чем —  слово коллеге.
Те, кто хочет поставить в наручные часы долгоиграющую батарейку, скорее всего, выберут швейцарскую Renata. Эта «Рената» принадлежит часовой фирме Swatch, но нам интересны не часы, а хобби ее бывшего владельца Николауса Хайека. В начале 90-х он решил революционизировать автомобилестроение и, вместе с компанией инженеров-единомышленников, представил проект Swatch Car – двухместного электромобильчика с четырьмя мотор-колесами. Это экономило место в салоне и обеспечивало отменную тягу.
Для начала Хайек скооперировался с «Фольксвагеном», но  Фердинанд Пиех  зарубил идею, как бесперспективную. Тогда Николаус пошел к конкурентам – «Даймлеру» – и вскоре на свет появился действительно небывалый по тем временам «Смарт».

Николаус Хайек: "И все-таки я его создал!"

Николаус Хайек: «И все-таки я его создал!»

Правда, игрушка вышла дорогая даже с бензиновым мотором, что уж говорить об электро- или гибридном агрегате! На «Даймлере» об этом и слушать не хотели! В общем, революция если и вышла, то лишь в части кузова и его концепции.

По иронии судьбы и электросмарты, и революция произошли уже после смерти Николауса Хайека. Car2go - система проката электромобильчиков "Смарт ED", при которой достаточно приобрести специальную карточку и найти на улице такую вот машинку. Дверца откроется - катайтесь, пока есть деньги на карте. Оставить авто можно в любом месте города, но, конечно, не факт, что вы ее опять там же найдете. Впрочем, смартфон поможет найти другую поблизости.

По иронии судьбы и электросмарты, и революция произошли уже после смерти Николауса Хайека. Car2go — система проката электромобильчиков «Смарт ED», при которой достаточно приобрести специальную карточку и найти на улице такую вот машинку. Дверца откроется — катайтесь, пока есть деньги на карте. Оставить авто можно в любом месте города, но, конечно, не факт, что вы ее опять там же найдете. Впрочем, смартфон поможет найти другую поблизости.

В конце концов, разочарованный Хайек продал свою долю в СП «Даймлеру» и занялся электроприводом в часах… Затем —  депрессия и траурный марш в 2010 году.

SWITZERLAND-EARNING-SWATCH

Ник Хайек не посрамил память отца и собирается вскоре обрадовать всех поклонников электромобилей.

Тем не менее, Николаус успел вырастить не менее одержимого электромобилями сына и наследника – Ника Хайека. И вот уже его стараниями электромобили опять на пороге революции! Правда, для этого Нику не пришлось придумывать всякие мотор-колеса – всё это нынче стало обычным делом. А вот батарейки – не для часов, для электромобилей – тут революцию ждут уже лет сто, если не больше. Ник Хайек утверждает, что летом «Рената» перейдет к крупным формам и выпустит автомобильную батарею, обладающую вдвое большей емкостью, чем существующие сегодня массовые литий-ионные аккумуляторы. Что, соответственно, удвоит пробег электромобилей между розетками. Интересно, станет ли это революцией или просто очередным эволюционным шагом? И не вдохнет ли жизнь в похороненный было Swatch Car?
Секрет новинки  защищен 15 патентами и состоит в каком-то особом легировании катода. Автопроизводители, само собой, проявляют большой интерес, но, по словам Хайека, хотят только узнать тайну, чтобы самим заняться производством новых батарей. Нику же, напротив, хочется самому обеспечивать все потребности. Зря, что ли, его завод выпускает по миллиону часовых батареек в день. А тут маячит многомиллиардный рынок!
Удачи изобретателю?!

38 ответов на Часы, батареи и электромобили

  1. Всё здороов и я за идею, но смущает производитель.
    рената ну совсем не дешёвые батарейки при сомнительном выигрыше по ёмкости и периодическом упоминании на часовых форумах про подтекание..

    Дело за крупными электрохимическими игроками, типа Панасоника, Тошибы, Самсунга, Санио. ИМХО

    Боюсь, что будет как с большинством швейцарских часов —
    внутрях Citizen (Miyota). А если швейцария, то цена ну очень *на любителя*.

    • Плавали, знаем. Что касается выигрыша по емкости — соглашусь, не ахти, с подтеканием не сталкивался, цена, да, на большого любителя.
      Правда, думаю, что спецы по батарейкам у них на фирме есть, может, и решили задачу. Но то, что цены будут швейцарские — к бабке не ходи.

      Мне здесь, однако, показалась интересной этакая династическая увлеченность автомобильчиками. «Смарт», кстати, совсем не плох для города, вот был бы только подешевле… А прокатная система весьма перспективна, думаю, при большом парке машинок.

  2. Удачи изобретателю! Надеюсь, 2-й объем — это только первый шаг. Нужен как минимум «пятерной».

    А то вот говорят, что Маск — молодец! Ну, а что в нем «молодцового». Ну угадал он с электромобилем, сделал его удобным и быстрым. Но революции не сделал. И ее пока не видно. Сейчас собрался толкать «шкаф с батареями». И не пойму, в чем ее инновация?

    • Я бы даже не стал называть Ника изобретателем — вполне допускаю, что его роль сводилась к постановке задачи группе разработчиков и финансировании исследований. Но вот в этом-то и видится (может, я чего не понимаю?) отличие от наших владельцев заводов, дворцов, пароходов: им ИНТЕРЕСНО создать что-то новое и не жалко в это вложиться! Понимаете, для нормального homo sapiens это куда привлекательнее покупки еще более длинной яхты, чем у соседа! И, кстати, после ухода в мир иной про владельца длинной яхты все забудут, а историю создания того же Смарта еще долго будут описывать в книжках и журналах…

    • Он молодец в том, что тратит свои деньги на внедрение технических новинок! К его «Тесле» никто пока приблизиться не может. Настоящий мужик — богатый, небезразличный, заводной, умный.

  3. для германии это особенно «интересно» при отсутствии гидро- и атомных станций, а вертряки далеко не безвредны. возле мерседес-арены есть такая электроколонка. рядом стояли пара электростмартов. желающих на них кататься мало. ребята с даймлера говорили, что по служебным делам начальники рекомендуют на них ездить. но все равно на дорогах 80% — турбо-дизели.

  4. Здравствуйте,Михаил! А мне Ваше Произведение понравилось!! С удовольствием бы приобрел) даже на батарейках самсунг))

  5. В чём вредность ветряков?В создаваемом инфразвуке?

  6. Я Вам про эти часы уже писал в почту, круто и очень хорошо исполнено. Чёртик такой же у меня уже есть. Осталось дело за малым, найти двигатель…

    • Да любой! Это мне захотелось шаговый искатель использовать — просто бздик такой был Хотя технически и экономически это никак не оправдано — просто прикольно.

  7. А у меня в свое время были часы «Энергия». Работали от двух здоровенных батареек 373, по-моему. Принцип заключался в том, что пружина обычного часового механизма раз в 5 минут подзаводилась моторчиком с редуктором и часы издавали такой звук «ж-ж-ж». Главная неисправность заключалась в периодическом подгорании контактов, включавших моторчик. Да и батареек хватало много меньше, чем на год. Потом я спер где-то вторичные электромеханические часы (такие висели в организациях или на улицах), сделал делитель, выдававший один импульс в минуту, причем он должен был быть разнополярным (через раз менялась полярность). Ничего, работали, это уже было довольно экономично…

    • Во-во, там в них тоже шаговый двигатель стоял. А импульсы подавались по телефонной линии с АТС.

    • А я пытался в конце 80-х сделать электронные часы на принципе деления частоты электросети, так как в нашей деревне найти кварцевый резонатор было нереально. Работали, конечно, но точность хода была, мягко сказать, неважная. Потом я присобачил схемку для корректировки на ноль минут по сигналам точного времени по радиолинии. Получилось громоздко и довести до ума желания уже не было, т.к. я понял, что это тупик. А сделанную конструкцию доделал как реле времени для включения/выключения фотоувеличителя и как таймер для проявки фотоплёнок. Работало отлично! Для этих целей точности было достаточно!

      • А, кстати, знаете на какой частоте передают сигналы синхронизации всевозможных «радиочасов»? 77,5 кГц! Это такие длиннющие волны, что даже удивительно, как их принимают часики безо всяких громоздких антенн! Во всяком случае, у меня в Малаховке отлично работали такие часы, привезенные из Германии — ловили родной сигнал из Франкфурта! Кому интересно:
        https://ru.wikipedia.org/wiki/DCF77

      • Я делал когда-то часы, работавшие от 50 Гц. Точности никакой, как ни странно — всегда думал, что сеть стабильна. А корректировка по 6 сигналу так и осталась нереализованной…

        • Прочитал Вашу книгу «Автомобили. Русь уходящая». Огромное спасибо Вам за подарок и за труд Вам и соавтору Воробьёву-Обухову.

        • Имел опыт эксплуатации дизель-генератора.У него есть частотомер.Я его вытаскивал из щита и подсоединял к сети — единой энергосистеме.Всегда и в любое время он определял 49,5 Гц.Думал,что неисправен частотомер.Раздобыл другой — тоже самое.Никогда даже 50Гц не вытягивал.Т.е. недолив не только на заправках,а и пром.сеть герц тоже чуть-чуть «недосыпает».»Недолив-недосып»даже здесь!

          • В данном случае главное, чтобы частота была стабильной! Но увы…

          • Когда я работал на Свердловэнерго, в кабинете директора на стене висел и частотомер. Больше 49,8 я там никогда не видел. А когда поменял место работы, на одном оборонном предприятии оборудование напрямую зависело от частоты сети. Так вот они всегда жаловались, что из-за недобора каких-то 0,5 Гц оно сильно теряет производительность.

          • Почему же не стабильна?Очень даже стабильна — 49,5Гц.Ну атомные часы конечно точнее.Причём 49,8 ни разу не наблюдал,а 50 — тем более.

          • А разработчику-то на какую частоты ориентироваться? Кабы знать, что она такой и будет, то дело другое.

          • Причём шкала была через о,5 Гц.На промежуточные, 49,7 например — это когда вибрируют несколько указателей.А тут чётко один — ровно на 49,5.

          • На 49.5 числа шестерёнок расчитывать :)

          • Тут не о шестеренках речь, а о делителе частоты.

          • Точность 0.5 от 50 — есть 1%.Если в сутках 86400 секунд,то 1% — это 864 секунды в сутки отставание — 14,4 минуты — многовато.У меня есть китайский электромеханический таймер — аналог жесткозависимых от частоты часов.Он зимой подогреватель врубает утром раненько.В этом случае точность таких часов вполне приемлемая.Однажды подвели — ночью электричество отключали,на столько же и таймер сдвинулся.На стартер утром,а он двигатель еле ворочает,мороз под 40,а он только включился.Ещё синхронный двигатель на стиральных машинках вятках-автомат применялся — он там «шарманку» с контактами разных функций крутил.Кстати,когда подогрев не врубился вовремя я на автобусе поехал — не стал двигатель насиловать.Есть у жигулей одна болезнь холодного запуска,о которой в ЗР не писали.Если большой минус на улице — дерёт маслосъемные колпачки.3-4 промороженных пуска — и задымил синим дымом.По всей видимости стержни клапанов к кромкам маслосьемным в колпачках примерзают — картерная влага конденсируется.На других машинах не замечал такого эффекта,может наблюдал мало.

    • На первых жигулях устанавливались электромеханические часы с периодической подзаводкой,на автобусах Лаз,Лиаз,Паз — в точь такой же принцип был,и контакты также подгорали.А на жигулях — 6х,7х кварцевые гораздо позже появились,только,почему-то,не надёжные были,а поэтому быстро выходили из строя.

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *